воскресенье, 16 февраля 2014 г.

"Люди, звери и бананы". Долгожданная премьера на приднестровской сцене.

Это  премьера была долгожданной. Даже на программке  осталась  предполагаемая дата 30 октября. С  тех пор многое изменилось, устарела  еще одна строчка  в этой памятке для зрителей. Сегодня  актеров и публику  приветствовала  Мария Кырмыз,   но не как директор республиканского театра драмы и комедии, а  как представитель вышестоящей организации.

Спектакль «Люди, звери и бананы»,   поставленный  режиссером Дмитрием Ахмадиевым,  по  пьесе Аллы Соколовой  условно разделен на  7 новелл. Все они  пронзительные истории  о любви, отношениях между  мужчиной и женщиной, полные  боли, нескрываемой грусти. Это тотальное   непонимание между  близкими людьми, которые  разучились слышать  друг друга. Это маленькие  человеческие трагедии, потому что  дети забывают о своих  родителях. Спектакль получился трогательный, заставляющий сопереживать героям  и задуматься. Это 7 миниатюр, 7 диалогов вполне бытовых, но чрезвычайно  жизненных. Не все новеллы получились равнозначные. Некоторые  мощные по эмоциональному напряжению, другие  проще, прозаичнее.   Емкая по содержанию  история «Старики». Пожилая пара прожила вместе многие годы.  Они живут рядом, но давно перестали  слушать друг друга. Его больше увлекает четкая  работа  механизма часов, чем ее  переживания и  тревоги. Мать  все время звонит сыну, продолжает вязать  носки и другие вещи детям, но они  все  не едут навестить родителей. Артисты   Наталия  Володина и Вячеслав  Нагапетян создали  достоверные образы стариков.

Как  противопоставление  тому,   что можно слушать, а слышать только то, что тебе в данный момент выгодно,  другая новелла «Алло». На одном конце провода  сердобольная  женщина  Аня Спиридонова на другом  хорошо пьющий мужчина Михаил. Она  по простоте душевной  помогла ему  деньгами, он обещал вернуть, придумав небылицу,  про сбор женьшеня.  Этот телефонный разговор, как  анекдот, смешной и грустный одновременно. В этом дуэте Ирины Панасенко и Геннадия Чекан(так значилось в программе), особенно хорош был мужской образ, без излишнего кривляний, как обычно, любят изображать  выпивших людей. Хорошие реплики, уместные паузы. Замечательная работа. В образе  Спиридоной  стоит сделать более контрастный переход  от  «Господи! Ну,  нельзя же быть такой размазней» до  кульминации «Какое счастье быть великодушным человеком». А может быть приблизить мизансцену  к  зрителю?

Еще одна новелла о родительской любви и  пренебрежении детей «Бананы». О том, как недостаток любви делает человека  черствым и циничным. «О, женщины! Дал банан и уже хороший», «Для чего советскому человеку бананы». Это история о  случайной встрече молодой женщины и пожилого мужчины.  В этом маленьком сюжете своя драматургия. От неприятия друг друга, конфликта характеров и примирения.  Сухой и надменный герой,  услышав только одну фразу про мужа «Не держу»,  проникается к будущей маме искренним  сочувствием. Это одна из лучших работ последнего времени  Виктора Клименко. Хороша, оставалась в образе и Ольга Чекан.

«Брют» -еще одна, казалось бы,  женская история, об отношении к «бывшим» и  к разлучницам. О безысходности, которую пытаются заглушить крепкими  напитками. Подруги Таня и Дина,  в минуты  откровения,   могут позволить себе рассказать о своей боли  честно и страстно. Все диалоги пьесы искренние и необычайно игровые. Здесь нужно сохранять баланс. Чуть перелил вина и уже не «брют».  На мой взгляд,  и Людмила Тульчинская,  и Ирина Серикова  в  изображении  своих героинь несколько «пережали». У Сериковой слишком много высоких нот, срывающихся на  крик  монологов. Снижение градуса  эмоций пойдут роли только на пользу.


Несколько озадачила первая  новелла «Тише». Возможно, есть  какие-то  просчеты в режиссуре,  не достаточно точна актерская игра, но не до конца понятно, что хотели сказать в этой истории. О том, как не просто постоянно недосыпать  из-за   маленького ребенка? Даже совет мужа внушить себе «Я ничего не слышу» прозвучал как-то неубедительно. Может быть - это послеродовой психоз?  А может быть,  режиссеру  нужно было просто найти звуковое решение? И  Наталия Галатонова и  Юрий Головацкий  перспективные актеры, но в этой достаточно бытовой сцене как-то  потерялись.
Пожалуй,  одна из самых ярких новелл  спектакля  «Звери». Перед актерами Ольгой  Прохоровой и Артемом  Мазуром  стояла сверхзадача. Изобразить зверей, которые своим поведением напоминают людей. Редкий случай, когда необъятные габариты актрисы помогли ей создать  комичный, яркий образ пантеры Терры.  Пластика и грация понравились  зрителям. Пожалуй,  эта история  сорвала самое большое количество  аплодисментов. Великолепен в роли  вальяжного, ленивого, мудрого самца Зурата Артем Мазур. Царь зверей уже не обещает любимой «Я что-то обязательно придумаю». Он смирился. Хоть возрастные категории артистов слишком разные, но образ получился тонкий, элегантный, с изюминкой.


Возможно после такого яркого сценического действия последняя история  «Утро» показалась слишком прозаичной. Главная мысль преподнесена как-то невнятно: «Что вы знаете об этой ужасной, об этой прекрасной, об этой жизни-другой такой  не  будет».  С точки зрения смысловой нагрузки,  безусловно,  все  на месте, но  по эмоциям  «Звери»  стали кульминацией. Как люди, так и звери все страдают  из-за одиночества и ищут любви и взаимопонимания.И те и другие нуждаются в гормоне радости- банане.
 Несколько слов о режиссуре и хореографии. Мы уже привыкли, что спектакли Дмитрия Ахмадиева не обходятся без оригинальных пластических решений. 
Такие переходы от одной новеллы к другой, с хорошо подобранной музыкой, безусловно,  украсили сценическое действие.  Это, как маленький акцент, возможность   осмыслить увиденное и подготовиться к новой теме.  Когда  практически все  в спектакле посвящено  отношениям  между мужчиной и женщиной, на мой взгляд,  уместнее было бы  создать хореографические дуэты, трио. А не общие массовки, с преимущественно женским составом и набором движений.

 Но в целом, очень достойный, хороший спектакль.  Тираспольчанам стоит гордиться такой премьерой. Зрители очень тепло  приветствовали актеров,  положительные реплики звучали в  фойе, обсуждение отдельных эпизодов продолжалось  на улице. Редкий случай, когда  премьера вызвала такую  непосредственную реакцию.






Пусть  «Люди, звери и бананы» от спектакля к спектаклю становятся только лучше и лучше, созревают, как молодое вино, чтобы достигнув своей зрелости, можно было бы  достойно представлять республику на международных фестивалях. Успехов и на других театральных подмостках. ТЧ

Комментариев нет:

Отправить комментарий