суббота, 1 февраля 2014 г.

Расплата за талант."Камилла Клодель. 1915" Не простая история, не простой фильм.

Почему жизнь так не справедлива к  талантливым людям? Почему за  одаренность,   гениальность приходится расплачиваться? Вряд ли кого-то может оставить  равнодушным судьба  талантливого скульптора, возлюбленной  Огюста Родена,   Камиллы  Клодель.  
Фильм очень не простого  режиссера Брюно Дюмона «Камилла Клодель. 1915» рассказывает   о  днях,  проведенных  женщиной,  в  психиатрической клинике.  Это только 3 дня, которые  мадемуазель Камилла ждет приезда своего брата. 
Жизнь   здесь течет  медленно и  похожа на ад.  Вместо демонов- больные пациенты с искаженными лицами, тупым выражением, повадками диких зверей. Среди всего этого «зверинца» вполне вменяемая одна-  мадемуазель Камилла
 Врач лечебницы  говорит: «Она стала спокойной, и не представляет никакой  опасности, может жить одна  где-то под Парижем и заниматься  любимым делом».
 Но тщетно. Единственный человек, который навещает пациентку,  ее брат Поль  этого не слышит. Почему глубоко верующий человек, так не милосерден. Почему Камиллу ни разу не  навестила  мать, сестры? Уже в конце фильма, в эпилоге,   говорится, что  Клодель провела в лечебнице  почти 30 лет, до конца своих дней.

Первые  15 минут фильма я все ждала, когда же  в памяти Камиллы начнут  всплывать эпизоды ее жизни, которые привели  к психическому расстройству. Но нет,  режиссер Брюно Дюмон  ведет  молчаливое, беспристрастное  наблюдение за происходящим. 

В ленте не звучит  никакой музыки, только скрип дверей, звон кухонной посуды, чудовищные  визги  и мычание сумасшедших,  шум ветра, пение птиц, шелест листьев, треск гравия. 
Камилла, похоже,  не замечает всего этого, только, когда нарушают ее покой. Но ее взгляд, порой,  говорит больше, чем словесные тирады. Как смотрит на засохшее дерево, как берет в руки  кусок глины, который сразу обретает очертания, как наблюдает за солнечным лучом, который начертил решетку на ковре. В ней сохранилась  Божья искра. 
Ожидание Поля, как лучик надежды вырваться из этой тюрьмы. И какой отстраненный  состоялся разговор между двумя близкими людьми. Очень  интересная деталь.  На еженедельном приеме у доктора,  Камилла говорит-  ее слушают без реакции. Так и  на встрече с Полем. Такая же сцена,  рассказ о том, как он пришел к Богу. Представитель церкви только слушает,  не произносит ни единого слова.
 Вот так  с молчаливого согласия семьи, похоронен талант и  человеческая душа. Невероятный образ  отчаявшейся женщины  создала  гениальная актриса Жюльет Бинош. Не устаешь смотреть на это лицо, на котором целая гамма чувств.  Каким выразительным и значительным может быть молчание. Безусловно, это одна из лучших ролей Бинош.

 «Нет ремесла хуже, чем искусство. За гений приходится платить особую цену. Какая жизнь, какая трагедия… Художественное призвание опасно — немногие могут ему противиться. Искусство обращается к самым опасным сторонам нашей натуры — к воображению, к чувствительности. Можно легко потерять равновесие, и хрупкая жизнь будет разрушена. Когда Камилле исполнилось тридцать лет, она поняла, что Роден на ней не женится. Её мир обрушился,  и разум не устоял. Её сознательной жизни пришёл конец. Она — гений, но жизнь её наполнена разочарованием и горечью». 

Очень  трагична  судьба  Камиллы  Клодель, очень не простой  фильм Брюно Дюмона. Его стоит посмотреть, но не стоит обольщаться: это будет не легко. ТЧ

Комментариев нет:

Отправить комментарий