понедельник, 3 февраля 2014 г.

Как глухота помогает прозреть. "Призрак Гойи" Милоша Формана.

Когда-то прослушала спецкурс по истории живописи. Восхищалась  работами  великого испанского художника Франсиско Гойи. Потом  московский МХАТ гастролировал в Одессе. Видела спектакль о последних годах жизни художника. Навсегда  в память  впечаталась  фраза «Сон разума рождает чудовища». Увидев в программе ТВ название фильма «Призрак Гойи», конечно же, его посмотрела.  
Осталась под впечатлением, хотя художник не является главным  героем ленты, он скорее наблюдатель.
Гойя скорее  передает время в  своих произведениях,  рисунках и  зарисовках. Чудовищное время, когда  реальная власть в руках инквизиции. Она  вершит судьбы людей, подвергает пыткам и заключает в темницы  по смешным поводам. Прекрасная Инесс, муза Гойи,  в таверне не есть свинины. Значит она иудейка. 

 Художник пытается спасти невинную девушку, обращается за помощью к  отцу Лоренцо. В доме  богатого горожанина,  семьи Инесс,  происходит дискуссия: может ли страх пыток заставить человека признаться в любых грехах.

Затем  действие фильма происходит спустя 15 лет. В стране произошли большие изменения. На улицах льется кровь, страдают ни в чем не повинные люди.

 Оглохший Гойя делает  многочисленные зарисовки. Инквизиция  повержена и приговорена. 
Отец Лоренцо  уже исповедует другие ценности. Из  застенок  инквизиции выпущены  все узники. Среди них и безумная Инесс, она ищет свою дочь, рожденную в неволе. Гойя, как будто прозрев, пытается принять участие в судьбе свое  бывшей музы, которая не раз приходила к нему  в сновидениях.



У фильма достаточно трагичный конец. Он  потрясает глубиной и драматизмом.  Режиссер Милош Форман умеет  затронуть  потаенные струны души. 
Ему удалось  пригласить  хороших актеров. Говорят, что  на главную роль Натали Портман  была выбрана за сходство с девушкой  на полотне Гойи «Молочница из Бордо». Портман удался  образ и красивой молодой девушки, и  страдающей узницы, и сумасшедшей женщины, и легкомысленной  куртизанка. 


Отца Лоренцо  сыграл Хавьер Бардем
Этот герой, хоть и обвиняет художника в продажности,  сам  более  беспринципен, грешен и  лжив. Он меняет свои убеждения в зависимости от обстоятельств. 

Стеллан Скарсгорд сыграл  знаменитого Гойю. Он мало говорит  в первой части истории,  еще  меньше  после того, как оглох. 

 Тем сложнее передать всю гамму чувств и переживаний. Ты как будто разделяешь с ним  его боль, желание изменить обстоятельства.  В конце  ленты   Гойя   уже не придворный портретист, а летописец  эпохи. ТЧ. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий