среда, 18 марта 2015 г.

Испытание мирской жизнью и возвращение к Богу.Гражданский Холокост в Польше.

Конечно, посмотрела этот фильм благодаря  высокой оценке  многих киноакадемий.  Лента  «Ида» польского режиссера Павла Павликовского получила «Оскар»,  как «лучший фильм на иностранном языке». Так же была признана «лучшим фильмом на иностранном языке» Британской киноакадемией. Сколько «Ида» получила наград - не перечесть.  Однако в моей душе  фильм не вызвал удивления или восторга.

История, рассказанная в фильме,  не типичная.  Послушница католического монастыря перед постригом  отправляется в путь, чтобы  увидеться со своей единственной родственницей. Встретившись с Вандай,   узнает, что  она еврейка, ее имя Анна,  и что ее родители погибли во время великой отечественной.
Подробности оказались шокирующими: отца и мать  убили их же односельчане, не пощадили даже мальчика- сына Ванды. Сегодня эти люди преспокойно живут в доме жертв. Невероятный цинизм.  Я была уверена, что раскрывшаяся правда как-то повлияет на  решение Иды стать монахиней. Где же был Бог, всемогущий и милосердный, когда   уничтожали людей!?

В фильме столкнулись 2 личности.  Невинная  Ида и  циничная, спивающаяся, ведущая неправедный образ жизни,   Ванда. Это она на алтарь строительства новой жизни  в Польше положила все свои силы, и ничего не приобрела, кроме, затянувшейся  депрессии, утраты смысла жизни. Ванда спрашивает племянницу: «Бог везде и во всем? Приходили ли тебе грешные мысли?... Надо  попробовать,  иначе обет не будет жертвой». И Ида обращает внимание на красивого парня саксофониста. Это повод показать Польшу 60-ых. Какую музыку слушали,  как танцевали.
Я опять понадеялась, что романтические чувства  заставят Иду изменить свое решение, но увы! Интересный диалог:
«Едем на море.
А что будет потом?
Купим собаку,
А потом?
Поженимся, будут дети
А потом?»

Этот вопрос остался без ответа. Честно говоря,  мало   убедительная перспектива. Фильм,  конечно же,  вызвал  у меня вопросы. Почему живут и здравствуют те, кто участвовал в  Холокосте? Почему Ванда перестала верить в то, ради чего бросила своего ребенка? Какая истинная причина того, что не забрала  Иду  из монастыря? Почему  героиня  предпочла служение Богу мирской  жизни?

В черно-белом фильме практически нет диалогов, о чем думает юное  создание можно только догадываться, но и Ванда  скупа на слова и эмоции. Понять героинь до конца практически невозможно, приходится домысливать, ориентироваться  по скупым репликам. И все же актрисе Агате Курлеша удалось создать  яркий образ 40-летней, одинокой  женщины.
Что  касается Агаты Тшебуховской, то ей оставалось только быть естественной и  закрытой в кадре.


Многие  находят достоинства фильма    в уникальной операторской работе. Когда все герои в самом нижнем углу  или внизу кадра.
  Меня лично это  как-то приземлило и тяготило. Да и  эта  мелодраматическая  интонация. Мне, если быть до конца откровенной,  фильм  «Ида» не  понравился. Он заинтересовал, но не более. ТЧ

Комментариев нет:

Отправить комментарий