вторник, 10 марта 2015 г.

"Диалоги у рояля". О любви и оперном искусстве.Концерт накануне 8 праздника женщин.

Мои наблюдения, в  предпраздничные и праздничные дни в   театры концертные залы ходят преимущественно одинокие или не очень счастливые люди. Потому что  у счастливых больше  забот и приятных впечатлений и без общения с Прекрасным.

Эти «Диалоги у рояля»,   в рамках «Мэрцишор-2015»,  прошли 7 марта. Известные мне музыканты по первому концерту в прошлом году,   Анатолий Лапикус и Юрий Махович,  исполняли  шедевры оперной музыки.
Опера  одно из самых  сложных   и ярких  музыкальных  воплощений. Это и сольное, и хоровое пение,  и симфонический оркестр, и живопись. Сложный жанр. Когда не было мощных средств коммуникаций, а об опере нужно было заявить и просветить, композиторы начали создавать парафразы. Их могли исполнять  в  более  камерных  условиях,  и таким образом привлечь интерес к тому или другому произведению. Некоторые были переложены на 2 инструмента.  Как звучит известная музыка в такой интерпретации  и предстояло услышать на концерте «Диалоги у рояля».

Открыла концерт Увертюра из оперы Джоаккино  Россини «Шелковая лестница». Можете считать меня  музыкальным профаном, отчасти это будет верно, но об этом произведении раннее ничего не слышала. В этот вечер свои познания об оперном искусстве расширила. Музыка и исполнители меня в очередной раз порадовали.

То, что   этот концерт был посвящен оперной музыке, весьма символично. О чем можно говорить  в канун женского дня? О любви в первую очередь. А все  оперы, как известно,  об этом чувстве.
 В этом году исполняется 175 лет  со дня рождения Чайковского.  Самого исполняемого  композитора  всех времен, особенно его  Первый концерт. Самый  популярный за всю историю музыки.
Парафраз    «Евгений Онегин» действительно напомнил о самых  ярких темах большого произведения.

 Затем  прозвучал незнакомый мне  «Цветочный  Дуэт» из  оперы Делиба  «Лакме». Это весьма оригинальное произведение, действие которого происходит  в Индия. Страсти тоже  нешуточные: любовь  к англичанину –захватчику и  патриотические чувства.

Конечно,   Анатолий Лапикус и Юрий Махович  не могли  забыть  наиболее известного   композитора опер Джузеппе Верди. Прозвучал  Парафраз   Листа к опере Риголетто». Эта музыка, по моему мнению,  украшает любой концерт.

Затем была исполнена Увертюра к опере Моцарта «Волшебная флейта». Это самая запутанная  опера. Когда в  Мариинке  ее перевели на русский язык и сделали сюжет более понятным, получили высокую театральную  награду «Золотую маску».

Шедевры оперного искусства  - это и  Рихард Вагнер.  «Тристан и Изольда»  прекрасный пример. Пианисты исполнили заключительную сцену:  «Смерть Изольды». Переложение на 2 инструмента сделал Лист. Музыканты блестяще справились с довольно сложной задачей: передать красоту и драматизм сцены.

На финал  подготовили «Воспоминания о  Дон Жуане» Листа,  по  одноименной  опере Моцарта. Это  самое   сложное  фортепианное  произведение для музыкантов. Уже то, что  оно было включено в программу концерта, достойно  было внимания.
Зрителей в этот день в зале Дворца Республики было не много, но они очень тепло принимали музыкантов.

За это в качестве бонуса   получили еще несколько произведений. «Хабанеру» из оперы «Кармен»  Жоржа Бизе.
Затем прозвучала «Кадриль»  из оперы Родиона Щедрина «Не только любовь».
Как удавалось клавишами передавать  русские  неповторимые  переборы, можно только удивляться. Когда  музыка затихала,  раздавался   вздох одного из музыкантов,   и это  вызывало  восторженные  отклики в зале. 


Не только святая к музыке любовь  стала поводом в предпраздничный день  посетить очередной концерт в рамках «Мэрцишора».
 Для некоторых, возможно,  шедевры оперного искусства,  стали  самыми яркими  подарками  в канун  8 марта. Ну,  что же,  вполне приятный подарок. Ведь  такие впечатления  ничем не заменить. март 2015 года, ТЧ

Комментариев нет:

Отправить комментарий