суббота, 12 октября 2013 г.

"Янтарная гроздь" в Тирасполе.Фортепианные дуэты из Белоруссии, Молдовы и Приднестровья.

Несмотря на то, что фестиваль фортепианных дуэтов "Янтарная гроздь" в Молдове и Приднестровье проходит в третий раз,  я стала его слушателем впервые.


Популярность фортепьянных дуэтов, точнее игры в 4 руки  пришла в  19 веке, когда  фортепиано вытеснило клавесин. Так любили играть  в семьях. Во второй половине  19 века  появился новый жанр –игра на 2 инструментах.
Открыл концерт дуэт тираспольчан  Максима и Семена Лавриненко. Музыканты исполнили  произведения  Дмитрия Шостаковича «Концертино» и «Тарантеллу». Чистенько, технично, но кроме патриотических чувств, особых эмоций я не испытала, как ни старалась быть  максимум объективной.

Программу продолжило выступление Лауреатов  различных премий,  мастеров искусств  Молдовы Анатолий Лапикус и Юрий Махович. Они представили   произведение одного из значительных композиторов 20 века, «Французского Шуберта» Франсиса  Пуленка  моно-оперу «Человеческий голос». Вокальную партию исполнила заслуженная артистка  Молдовы Лилия Шоломей
До этого я не была знакома с этим произведением, возможно, оно на меня произвело противоречивое  впечатление. Это кто же в состоянии выдержать почти часовое стенание женщины, более того производимое по телефону. Однообразное содержании этого монолога просто удручало. 

Уже не  хотелось  восхищаться  прекрасным сопрано и артистизмом певицы, мастерством и синхронностью взятия и снятия звука   музыкантов. Хотелось одного: продолжения…, но только другого произведения. Зрительские ряды начали редеть. Малыши,  которых взрослые взяли на концерт,  притихли и задремали. Мне очень хотелось к ним присоединиться, но негодование и догадка не давали покоя. А не месть ли это со стороны  не всегда дружелюбных,  соседей. Вы, конечно, скажите, что сужу, как дилетант,  и будете  абсолютно  правы. Но таких любителей, желающих просветиться и просветлиться,  в зале было достаточно много. Пишу  от имени тех, кто покинул зал, а может быть  в него уже никогда и не вернется.
Небольшая справка. Опера «Человеческий голос»  впервые была исполнена на сцене «Опера комик»  в 1959 году, как «манифест безысходности, одиночества и тоски». По определению современников «произведению было обеспечено бессмертие  сразу после рождения». Почему же  на тираспольчан оно  произвело иное впечатление? Может быть  не то  время,  место и  исполнение,   да и менталитет у нас  не тот.


Подняли дух слушателей прекрасные музыканты из Белоруссии Наталия Громова и Валерий  Боровиков. Вначале  исполнили сюиту Франсиса  Пуленка «Призрачный бал» в переложении  на два фортепиано коллег из Молдовы Анатолия Лапикус и Юрия Махович. Эту музыку тоже слушала впервые.  Для меня  это были новые знания и ощущения.
 Меня подкупила техничность  и легкость,  с которой  произведение было исполнено. Но, пожалуй,  самые яркие эмоции были от игры в четыре руки. Давно не слышала такой грациозной и филигранной техники. Знакомое произведение Свиридова «Время вперед!», точнее фрагменты из  сюиты      к одноименному кинофильму  для меня обрели совершенно новые, краски и  оттенки. Как руки покоряли клавиши, как добивались синхронности и точности, звукового равновесия  аккордов. Чувствовалась прекрасная сыгранность и мастерство.


Популярные, не скажу, что от этого более легкие  картины- миниатюры из  балета Валерия  Гаврилина «Женитьба Бальзаминова»: «Город утром», «Прогулка», «Полька» и др. были исполнены с настроением. Очень оживляли, уже уставшую публику, хлопки, удары косточками рук и локтями, выкрики, кошачье мяуканье. Даже дети в зале  проснулись и оживились. Некоторые стали приплясывать. Я  с  первых тактов представляла,   как на  музыку  ложатся танцевальными движениями. Так что завершился этот концертный день фестиваля "Янтарная гроздь"на плясовой волне и для праздника  музыки- это неплохо. ТЧ





Комментариев нет:

Отправить комментарий