Несмотря на то, что фестиваль
фортепианных дуэтов "Янтарная гроздь" в Молдове и Приднестровье проходит в третий раз, я стала его слушателем впервые.
Популярность фортепьянных дуэтов, точнее
игры в 4 руки пришла в 19 веке, когда фортепиано вытеснило клавесин. Так любили
играть в семьях. Во второй половине 19 века
появился новый жанр –игра на 2 инструментах.
Открыл концерт дуэт
тираспольчан Максима и Семена Лавриненко.
Музыканты исполнили произведения Дмитрия Шостаковича «Концертино» и
«Тарантеллу». Чистенько, технично, но кроме патриотических чувств,
особых эмоций я не испытала, как ни старалась быть максимум объективной.
Программу продолжило выступление Лауреатов различных премий, мастеров искусств Молдовы Анатолий Лапикус и Юрий Махович. Они
представили произведение одного из значительных
композиторов 20 века, «Французского Шуберта» Франсиса Пуленка моно-оперу «Человеческий голос».
Вокальную партию исполнила заслуженная артистка
Молдовы Лилия Шоломей.
До этого я не была знакома с этим произведением,
возможно, оно на меня произвело противоречивое впечатление. Это кто же в состоянии выдержать
почти часовое стенание женщины, более того производимое по телефону. Однообразное
содержании этого монолога просто удручало.
Уже не хотелось
восхищаться прекрасным сопрано и
артистизмом певицы, мастерством и синхронностью взятия и снятия звука музыкантов. Хотелось одного: продолжения…, но
только другого произведения. Зрительские ряды начали редеть. Малыши, которых взрослые взяли на концерт, притихли и задремали. Мне очень хотелось к ним
присоединиться, но негодование и догадка не давали покоя. А не месть ли это со
стороны не всегда дружелюбных, соседей. Вы, конечно, скажите, что сужу, как
дилетант, и будете абсолютно правы. Но таких любителей, желающих
просветиться и просветлиться, в зале
было достаточно много. Пишу от имени
тех, кто покинул зал, а может быть в
него уже никогда и не вернется.
Небольшая справка. Опера «Человеческий голос» впервые была исполнена на сцене «Опера комик»
в 1959 году, как «манифест
безысходности, одиночества и тоски». По определению современников «произведению
было обеспечено бессмертие сразу после
рождения». Почему же на тираспольчан оно
произвело иное впечатление? Может быть не то
время, место и исполнение, да и
менталитет у нас не тот.
Подняли дух слушателей
прекрасные музыканты из Белоруссии Наталия Громова и Валерий Боровиков. Вначале исполнили сюиту Франсиса Пуленка «Призрачный бал» в
переложении на два фортепиано коллег из
Молдовы Анатолия Лапикус и Юрия Махович. Эту музыку тоже слушала впервые.
Для меня это были новые знания и ощущения.
Меня
подкупила техничность и легкость, с которой
произведение было исполнено. Но, пожалуй, самые яркие эмоции были от игры в четыре руки.
Давно не слышала такой грациозной и филигранной техники. Знакомое произведение Свиридова
«Время вперед!», точнее фрагменты из
сюиты к одноименному кинофильму для меня обрели совершенно новые, краски
и оттенки. Как руки покоряли клавиши,
как добивались синхронности и точности, звукового равновесия аккордов. Чувствовалась прекрасная
сыгранность и мастерство.
Популярные, не скажу, что от
этого более легкие картины- миниатюры
из балета Валерия Гаврилина «Женитьба Бальзаминова»: «Город
утром», «Прогулка», «Полька» и др. были исполнены с настроением. Очень
оживляли, уже уставшую публику, хлопки, удары косточками рук и локтями,
выкрики, кошачье мяуканье. Даже дети в зале
проснулись и оживились. Некоторые стали приплясывать. Я с первых тактов представляла, как на
музыку ложатся танцевальными движениями.
Так что завершился этот концертный день фестиваля "Янтарная гроздь"на плясовой волне и для
праздника музыки- это неплохо. ТЧ
Комментариев нет:
Отправить комментарий