Вначале никак не могла
понять, почему программа «Соломон
Волков. Диалоги с Е. Евтушенко» шли по ОРТ в такой поздний час, в 23.30 по Москве. Потом стало ясно: а кому они были интересны? Очень
узкому кругу людей, в основном старшего поколения.
Евтушенко свою исповедь
определил, как «итоги первых 80-ти лет», мне показалось, что интервью больше
напоминало покаяние, выяснение отношений
с Нобелевским Лауреатом коллегой по перу
Бродским.
Поэтому весь третий «диалог» был посвящен только этой теме. Будет ли человек, чувствующий свою абсолютную
правоту, заострять внимание большой
аудитории на «больной» теме, кому-то что-то объяснять? Только, если совесть не спокойна, пытаются себя реабилитировать. Считаю, вышло это не
убедительно. Чем больше узнавала, тем в большей мере укреплялась
убежденность, что Евтушенко, если и не был связан с «органами», но был им и многим обязан.
Есть еще определение «агент влияния». Действительно,
представленные в «диалогах» факты это
подтверждают. Кто бы мог догадаться, что
его делегировали с различными миссиями, к разным людям и в разные
страны. Например, на Кубу
корреспондентом, который писал стихи. Неслыханный статус. Был очевидцем войны
во Вьетнаме, вторжения в Чехословакию. С поэтом советовался брат президента США
Роберт
Кеннеди, он известен столкновением с Хрущевым. Его «турбулентная жизнь» со взлетами и падениями проходила при смене режимов и руководства страны от Сталина
до Ельцина. Нельзя не отметить
очевидного: он обслуживал власть и писал заказные произведения. Это был один из
немногих поэтов, признанных при жизни. Я
сразу хочу определиться. Никогда не
была поклонницей Евтушенко. У нас в институте его вообще не считали
хорошим поэтом. Но нужно отдать должное:
отдельные произведения действительно сильные, мощные. Они стали частью нас
самих, наших убеждений и
морально-этических принципов. И как жутко
узнавать, каким распущенным был сам поэт. Как мог отбить жену у друга, как мог любить жену и бесконечно изменять ей, как мог в статусе
женатого человека одновременно состоять в связи с 2 женщинами, бросал жен с детьми.
Чудовищно! Зато любвеобильный Дон Жуан «амбарных книг не составлял», но
всех женщин помнит. В интервью
прозвучала фраза «исповедальность наказуема». Как же такую личность
можно назвать «рупором поколения». Мне
кажется, бывает мода и на поэтов. Физики и лирики увлекались
поэзией. Писатели собирали стадионы.
Театр на Таганке гремел на всю
страну. Евтушенко был в моде.
Эти диалоги своеобразное прощание с эпохой, которая ушла и мало кого это уже волнует, как и
судьба поэта давно, покинувшего свою Родину. Что его может сегодня с ней
связывать? Он свой выбор сделал. Его пожизненный статус «Свой среди чужих,
чужой среди своих». На склоне лет решил напомнить о себе, но
оказался мало кому интересен. Как
человек старого поколения поддержал «диалоги» в своей программе Владимир
Познер. Он предложил нам встречу с малоизвестным культурологом
Соломоном Волковым, соавтором этого пространного интервью.
С
Евгением Евтушенко он записал 50 часов беседы. Замечу, он тоже живет за
границей и возвращаться не собирается. Что касается самого телевизионного продукта, он сделан добросовестно, без привычных штампов. Сам Соломон не только сидит в кадре, но
существует отдельно от своего собеседника: позирует художнику, бродит где-то
на лоне природы и в большом мегаполисе, на карусели. Помнится зеленый
лабиринт, куда помещен поэт. Соавтор «диалога» рассуждает, комментирует, не
высказывая конкретно свою точку зрения. Использует
старую аудиозапись, современные съемки в
Талсе,
Нью-Йорке, Москве, станции Зима. Открыла для себя Соломона Волкова.
Очень удивили его откровения, что чувствует себя глубоко
несчастным и главное, чтобы хотел
попросить у золотой рыбки: уйти без боли. Типичное пожелание всех пожилых
людей.
Для Владимира Познера стало открытием, почему юному Евгению пришлось сменить фамилию, я
тоже этого не помнила. Мне больше запомнился эпизод с приездом к Евтушенко зарубежного гостя. Отметила для
себя, что надо отдать должное Е.Евтушенко. В 80 лет он в здравом уме и памяти.
Цитирует свои и чужие стихи. И все же в
заключение хочется вспомнить известную строчку «Поэт в России больше, чем поэт».
Так еще было в эпоху, которую в этом прощальном, я думаю, интервью представил Евгений
Евтушенко. Так было, но прошло. ТЧ
Комментариев нет:
Отправить комментарий