понедельник, 14 октября 2013 г.

Два гения на букву "В".Как 200-летие Верди и Вагнера отметили в Тирасполе.

Развлекая,  просвещать. У Государственного симфонического оркестра Приднестровья ответственная миссия. Последний концерт был посвящен двум великим композиторам, реформаторам, дирижерам: итальянцу Джузеппе Верди и немецкому  теоретику музыки  Рихарду Вагнеру. Оба оказали  значительное  влияние на  мировую культуру и  родились в один и тот же год 200 лет назад.  Еще  перед концертом меня  интриговала мысль: как  гениев оперного жанра   будет представлять симфонический оркестр. Но это было сделано блестяще. 
Симфонический исполнил  одну из самых лучших  увертюр самого Верди к опере «Сила судьбы». Произведение,   было написано  по заказу Санкт-Петербургского камерного театра. В переделанной позже  увертюре  творческое кредо композитора. Она  драматична, в ней звучат  фрагменты  из нескольких арий, есть  основная мелодия, которая и является  мотивом судьбы. Безусловно,   произведение знакомое и популярное. Может быть,   слышала и более  яркое  исполнение, но  было приятно погрузиться в совершенно иной мир и даже эпоху.

 Гармонично раскрывается мир чувств  и переживаний героев в другом гениальном произведении  Верди, написавшего  26 опер, в «Травиате».  Это   наделало  много шума на премьере по морально-этическим представлениям  того времени. Симфонический  исполнил вступление  к первому действию и сцену  встречи героини Виолетты  с Жермоном -отцом ее возлюбленного. Вокальные партии исполнили   солисты национальной оперы Молдовы:  лауреат нескольких премий Анастасия Кушнир и молодой  исполнитель  баритон Валерий Сонин.  
Жермон( певец Сонин ), как и положено аристократу,  был сдержан и я даже не заметила  наступившей в нем перемены, после искреннего бескорыстного благородного  обещания куртизанки. Голос звучал уверенно,  певец произвел хорошее впечатление. Виолетте ( Кушнир)хоть и было далеко от звездных исполнительниц, но она смогла передать свои чувства, свое смятение и свою боль
 Джузеппе Верди потрясающий композитор, который  находит ярчайшие  краски музыкальной драматургии.   Восхищает меня и его творческое долголетие. Последнюю оперу «Фальстаф» он написал в 80-летнем возрасте.


Творили в  одно  и тоже время, но как отличаются.  Я даже боялась этого сравнения. Рихард Вагнер  был реформатором, первопроходцем. В  раннем своем творчестве сыграл большую роль в развитии романтического  музыкального театра.   Наиболее наглядно  это иллюстрирует опера «Риенца». В концерте прозвучала  увертюра. Очень мощное  законченное произведение.
Затем мы услышали  отрывок из «Лоэнгрина», вступление к  3 действию.  Это еще одно произведение лирико-эпического жанра.  Позже великий реформатор музыки Рихард Вагнер    порывает со многими традициями и  начинает создавать музыкальную драму.  Наиболее ярко воплотил свои  идеи в цикле  «Кольцо Нибелунга»,  куда входила и знаменитая «Валькирия». На концерте симфонический исполнил «Полет валькирии». Знакомое произведение,  но оценить исполнение  мне было сложно, мозг  уже был перенасыщен эмоциями. Идеи  великого  музыканта-новатора  оказались жизненными, созданные шедевры обогатили  культуру не только  Германии, но и всего человечества.


 


Моя подруга не пошла на концерт, сказала, что не любит Вагнера. Я была обескуражена. Как это «любить» или «не любить» гениев музыки. Слишком амбициозное   заявление. Музыка классиков  сопутствует  всей нашей жизни, становится частью ее,  является   фоном, независимо от наших предпочтений. Так, оказывается «Полет валькирий» Вагнера звучал с первых мобильников. «Свадебный хор» из «Лоэнгрина» Вагнера   исполняется во всех голливудских фильмах, когда  невеста идет под венец.  В компьютерных играх используется  вагнеровский  принцип  лейтмотивов:  у каждого персонажа своя мелодия. Привычная  заставка диснеевских фильмов: сказочный замок тоже связан и именем гениального композитора. Реальный замок Нойшванштайн  был подарен Вагнеру  Баварским королем Людвигом  Вторым, почитателем таланта композитора. Интерьер замка напоминает его бессмертные оперы.


Программа  этого вечера классической  музыки во Дворце «Республики» была насыщенной и сложной. Может быть,  поэтому лица музыкантов после окончания  выступления были столь бесстрастными. Сложилось  впечатление, что  музыканты не получили  вовремя зарплату или получили замечания от маэстро. Они напоминали мне   шахтеров после рабочей смены. Допускаю, что труд творческий  можно приравнять к  физическому. Но музыкант  всегда должен  оставаться артистом.  Принято «делать хорошую мину при  плохой игре». Но игра, если и не была блестящей,  была неплохой. Почему бы не подарить улыбку зрителям и самому себе. ТЧ

Комментариев нет:

Отправить комментарий