пятница, 27 декабря 2013 г.

Характер-есть судьба. Майя Плисецкая о балете, о времени и о себе.

 Счастливая случайность. В мои руки попала  книга известной балерины «Я, Майя Плисецкая». Всю  жизнь  она  возбуждала  интерес  к свой персоне. В чем причина? Пытаюсь это определить сегодня. 
Как балерина, считаю,  что Плисецкая  не была самой выдающейся   в свое  время. Такого мнения был и мой учитель,  балетмейстер Борис Решетников.  У артистов  балета, к сожалению, короткий век.  Но  Плисецкая  так  долго царила на сцене,  сумела продлить  свой творческий век, в том числе, и  за счет  современного репертуара, собственных постановок,  что не  наделить ее титулом «великая» невозможно. «Лебединое  озеро» станцевала больше 800 раз, 30 лет с1947-1977, почти целая жизнь. Выходила на  сцену  с  «Кармен-сюитой» около 350 раз, только  в Большом  театре 132. А  танцевала  практически  во  всех странах мира.  Последняя «Кармен» была на Тайване  с испанской труппой в 1990 году. Тогда Плисецкой  было 64.  Это заслуживает особого уважения и восхищения. Сегодня  Плисецкой 87.

50 -летие отметила  премьерой  Бежаровского «Болеро» в Брюсселе,
60- летие – премьерой «Дамы с собачкой». Значительную роль в  ее творческом долголетии сыграл  ее муж  композитор Родион Щедрин.
Супруге он    посвятил  4 балета.  На  некоторых партитурах были   приписочки:  «Конек-Горбунок», «Анна Каренина» -неизменно, , «Чайка»-всегда, «Дама с собачкой»-вечно.   

Успех Плисецкой был и в ее публичности. Она в  советское, дефицитное  время,   шикарно одевалась, дружила с  вдающимися людьми. В книге очень подробно описываются встречи, общения, приемы. Она  общалась с  братом президента США Робертом Кеннеди. Пьер Карден шил ей наряды и сценические костюмы и не брал с нее денег. Знаменитая  Коко  Шанель дарила  ей дорогие костюмы. 
Плисецкая дружила с  Лилией Брик, Луи Арогоном, Марком Шагалом, Мстиславом Растроповичем,  встречалась  с Эльзой Триоле, Монтсерат Кабалье, Жаклин Кеннеди, Элизабет Тейлор, Френком Синатрой, , Майклом Дугласом,   Жераром Филиппом,   танцевала с  Рудольфом Нуриевым, Михаилом Барышниковым, Галиной Улановой, работала с    выдающимися балетмейстерами   20 века. Это Серж Лифарь, Джордж Баланчик, Хулио Лопес, Альберто Алонсо,  Ролан Пети, Морис Бежар, Хосе Гранеро, Асаф Мессерер, Леонид Якобсон,  Борис Моисеев и Григорович. Снялась в художественном фильме «Анна Каренина». 
К, сожалению, многие балеты, о которых говорится в мемуарах, я  не видела. Значительный пробел в  моей биографии, нужно восполнить. Но мне посчастливилось  на сцене  Двора Съездов увидеть  балет Мориса  Бежара. Я была потрясена. Это было невероятное зрелище, совершенно новая хореография и пластика, совершенно иные танцовщицы. Не изможденные диетами  и ежедневной муштрой у станка и, а вполне  нормальные, красивые люди,  растворившиеся в гармонии движений.


Мемуары «Я,  Майя Плисецкая» прежде всего мне были интересны взглядом на балет изнутри, характеристиками  балетных спектаклей, разных танцором, хореографов. Подробностями  постановочных работ. Нелегком  пути,  который  приходилось пройти постановщикам, чтобы балет   «допустили»  на   сцену Большого.
 Менее интересны были  подробности, сколько раз  балерину Плисецкую вызывали на  сцену аплодисментами, сколько раз танцевала на «бис».  Такие подробности в дневнике мог сохранить только тщеславный человек. И в этом Плисецкой нет  равных.  Скажу откровенно, видела ее балет «Анна Каренина» с ее участием  на сцене Большого театра. Это было грандиозное представление по свету, декорациям, костюмам (Карден), но не по хореографии. Думаю, с возрастом танцевать классику ей было сложней, вот и появились   совершенно   авангардные постановки. Видела и «Кармен-сюиту» в Москве. Не помню имена исполнителей главных партий. Но было понятно, что ставился балет на Плисецкую, учитывались ее возможности и темперамент.


 Минусы книги в стиле, несколько старомодном  и  по рассуждениям,  и  в  лексическом плане,  и пафосных высказываниях. Слишком скрупулезном подсчетом гонораров и той выгоды, которую имели чиновники госконцерта. Много о своих травмах, а о тех, кого травмировала случайно сама,  вскользь.
Вот пример ее «высокого стиля».
 «Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края, не смиряйтесь. Даже тогда-  воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте, в телефоны звоните, телеграммы  с почтамтов  шлите, не сдавайтесь,  до последнего мига боритесь, воюйте. Даже тоталитарные  режимы   отступали, случалось, перед одержимостью, убежденностью, настырностью. Мои победы на том и держались. Ни на чем больше. Характер  -это и есть судьба».
Последнюю фразу можно сделать эпиграфом книги.

Конечно,   Плисецкой  есть,    за что не  любить советскую власть. Отца-генерального  консула  на Шпицбергене - арестовали и расстреляли, мать сослали в лагерь жен врагов народа с маленьким ребенком. Много желчных страниц в книге посвящено режиму. Я ее понимаю, но во всем нужно тоже соблюдать меру. Вот только несколько фрагментов.
«Вся наша жизнь той поры была гадостью, чудовищным абсурдом. Мне и самой трудно вообразить, поверить сегодня, что все это действительно было, и было со мной». А мы были зачаты страхом, покорностью, молчанием, трусостью, послушанием, рабством. Мы вытянули свой жребий, родившись в тюрьме»
 «Чтобы рабы ощущали свое рабство вроде как норму, Сталин и убил 60миллионов. Это ведь не преувеличение, что не было семьи в стране, которой прямо или косвенно  не коснулся  топор  сталинского террора. Цементом системы был страх. Он и вошел в генетический код  следующего поколения, как главное составное

 Майю и ее брата воспитывали  родственники.  Однако,  в дальнейшем в книге не нашлось места ни  брату,   ни матери, только несколькими фразами. Как будто их в  ее жизни не существовало. Это тоже черта характера. Да и  отношения с ее мужем тоже вскользь, несколькими штрихами. «Щедрин всегда  был  в тени  прожекторов моего шумного успеха…… никогда не страдал от этого», - так пишет известная жена, которая  ради карьеры не подарила мужу ребенка.  Создалось впечатление, что талантливым композитором,  как и всеми остальными она умело пользовалась. 
Ведущая танцовщица  Большого театра долго была «невыездной», но она  с этим не мирилась, шла напролом и к  чиновникам самых высоких рангов, чтобы  получить возможность    заграничных гастролей. Это была единственная возможность обновить  свой гардероб, поправить финансовое положение.  
Но когда Плисецкая выстрадала это  право, и стала  выезжать на за границу, за ней велась слежка, что  ее  угнетало. «Каждый день  каждой поездки обязательно омрачался попранием, презрением твоего человеческого достоинства. Плевками  в твое самолюбие, честь. Было страшно и то, что мы многое считали гадким, мерзким, но..почти в порядке вещей»
Думаю, если бы не пробивная способность  примы –балерины Плисецкой, то  вряд ли  у нее была такая значительна карьера и известность.

Но горечь, обида   в ней остались. Если  мы  все время настраиваемся на позитивный лад: «хороших людей больше»,  то у Плисецкой противоположное мнение.
«Что вынесла  я за прожитую жизнь? Люди не делятся на касты, расы, государственные системы. Люди делятся   на плохих и хороших. Плохих во  все  времена было  больше, много больше. Хорошие всегда  исключение, подарок неба».
 Плисецкая «родилась  в  царстве Сталина,  жила при Хрущеве, Брежневе, Андропове, Черненко, Горбачеве, Ельцине…».

Плисецкая  - это  целая эпоха. Большую часть своей жизни она провела на сцене. «Своим делом жила, балетом жила».  А это  само по себе заслуживает огромного уважения.
 А в балете - это не только аплодисменты и цветы, но  травмы и  боль. Не подозревала, что известную балерину не минула и эта участь. Считаю, что балет – это самое трудное искусство.  Оно волшебно и длится только миг, пока   театральный занавес отрыт и  происходит действие. Его нельзя увидеть после, зафиксировать в памяти во всех подробностях, оно эфемерно, неуловимо. Порой  живет только в воспоминаниях поклонников и критиков, да на фотографиях. 
Так нелегко  танцору всегда быть в форме,  всегда  переживать  волнение перед выходом на сцену, быть востребованным и обласканным критикой и публикой. У Майи Плисецкой все это было. 
Замечательно, что эта книга «Я, Майя Плисецкая» увидела свет и была переведена на 11 языков мира. Балерина  сама сотворили из себя кумира и легенду, стала символом русского балета на западе, подарила   имя  планете солнечной системы. Мое почтение, великая Майя! ТЧ

Комментариев нет:

Отправить комментарий