Когда форма важнее
содержания. Когда не можешь определить жанр. Цирк? Пантомима? Танец? Все
это можно сказать об оригинальном
современном спектакле «Симфония майского жука». Это совершенно новый
симбиоз жанров. Наверное, это закономерность, внук великого Чарли Чаплина
Джеймс Тьерре должен был сказать свое слово в искусстве. Тем более, что
его родители Виктория Чаплина и
Жан-Батист Тьерре изменили
представление о цирковом искусстве. Спектакль «Симфония майского жука» труппы «Компания
майского жука» получил 4 престижные премии «Мольера» вполне
заслуженно потому, что открыл новые горизонты сценического искусства. Скажу сразу: я не
любитель традиционного цирка, на мой взгляд, он достаточно однообразен и скучен. Но в этом действе нашлось место и юмору и
совершенно невероятному перевоплощению в
разных, фантастических существ.
Например, великолепный
гимнастический этюд исполнялся и на полу, и на кресле. Открытые
пальца и
рук и ног создавали сказочный образ.
Воздушные гимнасты виртуозно вращались на люстре со свечами в хорошем темпе, и даже
веревки фантастически
змеились. Оказывается достаточно
спрятаться в корзину и выставить голые пятки и руки- вот еще один
оригинальный образ. Клоунада не
гротескная и нарочитая, а ироничная. Обычная сцена с
воображаемым зеркалом: двойники просто чистят зубы, но как смешно.
А двери в туалет, в квартиру. Сколько можно предложить смешных ситуаций. Даже картина в
комнате может оживать, следить за хозяином, петь и меняться на глазах. Пышное платье дамы
может стать частью музыкального инструмента, человек-оркестр увешен совершенно
не типичными инструментами. Эквилибрист на шаре, да еще с традиционным предметом под платком тоже интересен и что не менее важно, действие
не зависает. Этим артистам не главное исполнить свой номер и завладеть внимание
зрителей, важнее общее впечатление. Поэтому музыкант на роликах, гонщик на велосипеде- маленькие фрагменты- для общего настроения.
Впечатлили акробаты на красной дорожке,
прыжки через диван и в кулисы. При этом
звук, шум, гам, тара-рам прекрасно
иллюстрируют мысль автора. Мячики в руках неловкого артиста превращаются в снежки, которыми его атакуют
из-за кулис. Некоторые сцены напомнили
мне инстоляции и выставки
современного искусства. В них
главное: оригинальное использование
обычных предметов. Например, кольчуга
героя состоит из множества ложек
и блюда. Перечислять можно до
бесконечности. В первой сцена- сна,
весьма оригинально проецируется кровать,
как горизонтально, так и вертикально. Что самое примечательное: режиссер Джеймс Тьерре выступает и в роли ведущего
актера, профессионально владеет
практически всеми видами циркового искусства, великолепно двигается по сцене, прекрасно
танцует, опровергая убеждение, что на детях и внуках великих людей -природа
отдыхает. Вот только жаль, что об этом оригинальном театре я узнала только через 8 лет после премьеры.
Т.Ч
Комментариев нет:
Отправить комментарий