воскресенье, 24 ноября 2013 г.

Почему приднестровская леди Макбет не вызывает ни жалости, ни ненависти, ни презрения. Герои Лескова на приднестровской сцене.

Если бы мне нужно было оценивать новый  спектакль приднестровского  театра драмы и комедии им. Н. Аронецкой  «Леди Макбет  Мценского уезда» «понравился» или «не понравился»,  я более склонна к первому, но  с некоторыми оговорками.
Понравился режиссерский замысел  Дмитрия Ахмадиева. Сегодня не просто ставить классику и быть интересным зрителям. Режиссеру  удалось   предложить свое  собственное   оригинальное  сценическое прочтение произведения   Николая Лескова. Излюбленный конек Дмитрия   Ахмадиева-  хореография и очень органичное пластическое решение сцен. 


 Наконец-то   на театральные  подмостки перестали быть сценой для нескольких актеров. В спектакле  16 персонажей, участвуют и  студенты  театрального  факультета университета. На сцене   то «честной народ», который развлекается, как может. То он  танцует,  то сплетничает, то негодует, то подсматривает, что происходит в купеческом  доме. Интересный ход,  роль автора берет на себя  массовка.  Фраза за фразой и нас  вводят в   курс событий. Затем   автора заменяет   женский голос, кстати,  заглушаемый музыкой. Явно что-то здесь лишнее, выбранный стиль  в начале спектакля можно было бы и сохранить. 

Очень хороши сцены сна  Катерины Львовны. Эти  коты-   люди  в  черном -отлично передают  переживания героини. Очень  смотрибельны.  Оригинально решена  любовная сцена, причем в нескольких проекциях. Главные герои   в  доме наверху,  и еще пять парочек внизу на стульях. Элементы балетных поддержек, на мой взгляд,  были лишними, но в целом балетмейстер  Ольга Якимченко  обеспечила  неплохую поддержку основному сценическому действию.  Заслуживает  хорошей оценки и  художественное оформление  Олега Пономарева и Алексея Демина. Светящиеся маковки церкви,  центральная конструкция: и дом,  и  кладбищенская оградка одновременно. Стулья, которые  используются в основном не по назначению, но   как хорошо «работают и трансформируются»  вместе с актерами.

 А теперь о главном:  о героях и артистах. После  премьеры окончательно убедилась, что в театре есть талантливые актеры, но нет  в Тирасполе серьезной актерской школы. Как-то была на дипломном  студенческом спектакле  у Зиновия Корогодского  в Лениградском  ТЮЗе. Еще студенты, а какие мастера, как самоотверженно  работали  и точно  передавали характер. Они проживали роль  на сцене, как в последний раз.


Что мы видели на приднестровской сцене? Сергей  Филипыч  артист Владимир Добров. Роль выучил, но образ  яркий, колоритный не создал. Зиновий Измайлов  артист Юрий Головацкий   и в  небольшой роли  мог  найти оригинальный типаж обманутого мужа, но не пытался. Борис Тимофеевич   народный артист ПМР Евгений Толстов  был, как  обычно,  однообразным.   Совсем недавно отлично справился с ролью отца в «Старшем сыне». А что других возрастных артистов в театре нет? Теперь  главная героиня  Катерина Львовна- артистка  Екатерина  Доброва. В этой женщине за время сценического действия должны были произойти разительные перемены: от  честной жены,  влюбленной женщины до  леди Макбет, сокрушающей  ради любви все на своем пути. Приднестровская Леди Макбет не вызывает ни  жалости, ни ненависти, ни презрения. Ничего! Над образом  нужна большая и кропотливая работа. Возможно, виновата инсценировка, без монологов, которые помогли бы актрисе раскрыться. 
Возникают  вопросы и по последней сцене.  Что хотел сказать режиссер? Главные  персонажи  вместе со своими жертвами  на крутящемся подиуме  безмолвствуют. А внизу  в ярких костюмах пляшет народ.  Несмотря ни на что жизнь продолжается? А как же  с  заявленным жанром трагедии? Промахнулись или недостаточно хорошо изучили   Лескова?  Где же мораль?  В чем трагедия? На эти вопросы хотелось бы услышать ответы. ТЧ

Комментариев нет:

Отправить комментарий