понедельник, 18 ноября 2013 г.

Современный Фойницкий. Николай Пономаренко-летописец одноэтажного Тирасполя, двориков нашего детства.

Хотите испытать настоящий релакс и  отсрочить осеннюю хандру - посетите выставку Николая Пономаренко в Тираспольском офисе ОБСЕ. Редкий пример,  когда возраст  не  помеха   мастерству  и  известности. Это уже 17 за последние 14 лет выставка  Николая Пономаренко, кстати,  члена Союза художников ПМР. 
И среди  приднестровских мастеров кисти, он  выделяется чрезвычайным трудолюбием и  поисками себя в различных жанрах и техниках.  На вернисаже  представлено   около 40 работ.  Большинство написано  в этом и прошлом году. Это живопись маслом, гуашью и акварелью, графика, есть даже гобелен, причем довольно оригинальный.

 Отличает  Пономаренко  и  жанровое разнообразие: это портрет по литературным произведениям «Рыцарь печального образа», «Старик и море», бытовые зарисовки,  интерьерные  картины, философские   и декоративные работы «Музыка без звуков», натюрморт  «Осень на тарелке».



  Но  мне ближе  и милее  замечательные  дворики.  Я бы сравнила  Николая Пономаренко  с Фойницким. Один был летописцем Тирасполя, а наш современник   сохранит для потомков  неповторимый облик  старого одноэтажного города.




Такие простые  неказистые дома, заборы, балконы, крыши  и даже «Временная пристройка». Все они  излучают  невыразимую  прелесть.  Только влюбленный  в жизнь художник может увидеть «Весну  в своем огороде», встретить «Осень на абрикосовой улице». А какая шикарная «Осень у калитки». 
Этот  скромный во всех отношениях вход во двор   обсыпан золотом листопада. А мазок мелкий, наполненный светом и полутенью, как  у  импрессионистов.  А «Где-то на Кировском»  обнаружен очень смешной забор с железной кроватной спинкой, такой реальный и простой. И ничего казалось  бы  нет привлекательного «На крыше дома». Но  как обнимают ее облака,  просто волшебство. 
А сколько могут рассказать  «Окна старого дома», потому что много пожили, многое секретов  хранят.

Великолепен «Последний виноград». Редкие грозди  в интерьере залитого солнцем дома. 

А сколько может рассказать старый выцветший ковер? И  кто еще  осмелился сделать его предметом  искусства кисти.

«Колокольню женского монастыря» узнала не сразу. Золоченные  купола через призму, зарытого  редкой растительностью,  забора.
 И даже взгляд на Днестр  у  Николая Пономаренко свой  неповторимый. То зеленоватая уравновешенная гамма с отблесками и тенями на воде, то  крупные жирные мазки, передающие  нетерпение и волю.




Совершенно иная манера письма в других работах. 
В  «Вызывающем духов» гладкая, шелковистая текстура. «Рыцарь печального образа» реальный и абстрактный. Таким его увидел Николай Пономаренко.

В «Ностальгии» передана  печаль по ушедшему времени: с патефоном,  чаем в подстаканнике,  черным котом за углом,  звездным небом и манящим окном напротив.

«Вечереет»- это  как изломанные тени, изогнутые рамы, наклонившийся горшок с цветами.  Еще мгновение и упадет, потому что   вечер  вот-вот уйдет в ночь.

Очень   философская, с социальным подтекстом,  работа «Тоска».  Худой  изможденный человек на кровати, аскетизм жилья, часы  и давно засохший  цветок  на подоконнике, вместо абажура накинутая газета или бумага. И больше слов не надо, все понятно   и так. 

И совершенно  лубочные,  с народным колоритом,   работы,   выполненные гуашью,   «Гончар» и «Музыкант»  из серии «Солнечная Молдавия». Они так и просятся на страницы народных сказок.



Еще одно  сочное, насыщенное цветом, произведение    Николая Пономаренко «Мой старый цирк». Это тоже ностальгия   по детству  и волшебству с  мыльными пузырями.
 Яркие, но не слишком веселые лица. Клоун с рыжими волосами,  интеллигент  при  галстуке и персонаж итальянской комедии, с русскими  печальными, но   добрыми   глазами. Вот такими добрыми глазами смотрит  на мир Николай Пономаренко, удивляя  и восхищая нас настоящими произведениями,   рассказывающими о  том, что нам дорого.ТЧ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий