четверг, 28 ноября 2013 г.

Литовский феномен художественной фотографии 60-70 прошлого века.Очередной вернисаж в Тирасполе.

Впервые тема заявленной выставки   в Тираспольском объединенном музее меня удивила. «Литовская  школа фотографии»,  для меня это было, как новая планета. И только познакомившись с экспозицией, послушав  комментарии   представителей литовского посольства  в  Молдове, смогла оценить феномен художественной фотографии эпохи «оттепели».

 Литовская школа оказала значительное влияние на  советское фотоискусство. Эта республика хоть и входила в состав СССР, но всегда считала себя частью Европы. Чувство свободы  здесь было  не  только провозглашенным,   но и   реальным. Здесь было меньше цензуры. Литовские фотохудожники могли себе позволить то, что не могли другие. 





Запечатлеть простых людей, не обязательно передовиков производства, пионеров,  без ложного пафоса, детей  и стариков с грустными глазами, небритых мужчин и плохо одетых женщин.  Это был эпос о простых людях. Фотографы  были  вольны в выборе тем и художественных приемов. Это была своеобразная национальная эстетика, особый художественный язык, резкие ракурсы, крупные планы, деформации, графичность. Это была собственная  черно-белая эстетика.  





Точкой отсчета  стала легендарная  Московская выставка  в Центральном Доме журналистов в 1969 году, которая произвела  эффект взорвавшейся бомбы. После нее и  появился термин «литовская школа фотографии». Литовцам разрешили создать первый Союз фотохудожников. Они получили право  заказов, выпуска альбом и каталогов.  И главное: принимать участие в различных международных выставках. Брюссель, Венеция, Лондон, Швейцария получили представление о жизни в СССР. И это была обаятельная достоверность.





В картиной галерее  Тирасполя  нам посчастливилось увидеть  произведения "законодателей моды" в области художественной фотографии 60-70-ых годов.  60 работ тех мастеров, которые изменили представления об этом искусстве.
Это   проницательный  взгляд на  действительность  классиков  литовской школы  Антанаса Суткуса, Александраса Мацияускаса, Альгимантаса Кунчуса, Ромуалдаса Ракаускаса, Витаса Луцкуса, Вацловаса Страукаса.  Всего 10 мастеров.





У выставки символическое название  «Шаги». Это шаги преодоления, познания жизни. Первая влюбленность,  первые   жизненные уроки, первые успехи. Огорчения и   печали.  Это взгляд в прошлое, каким мы его помним. Это незабываемые  простые лица детей, умудренных опытом стариков, зарисовки на улицах. Это социалистический реализм, но со своим индивидуальным лицом.









Европейский стиль чувствовался  и в самой организации  презентации, в   высоком представительстве. Представители посольства Литвы, МИДа ПМР,   творческих союзов республики. 

Если глаз ублажали фотографии, то слух классическая музыка. Не обошлось  и без фуршета. Так, что,    по крайней мере на час,   мы погрузились не только в  эпоху 60-70-ых прошлого века, но  Литовского этикета, присущих популяризации  народного достояния. Но меня мучил другой вопрос. Это были достижения советского периода, а что сегодня? Неужели  новой,   свободной и независимой Литве нечего предложить столь значимого?ТЧ

Комментариев нет:

Отправить комментарий