среда, 27 февраля 2013 г.

Все гениальное-просто. Китай, каким его показал режиссер Чжан Имоу.


Мне везет на хорошие фильмы. Ночью, когда все приличные люди спят, переключаю каналы и задерживаюсь у экрана  на несколько минут,  которые превращаются в 1,5 часа. Простая,    бесхитростная  история   тронула меня до глубины  души. Ничего не зная об авторе,  пропустила титры,  но чувствую, что ленту снимал мастер. Позже прочитала, что   режиссер картины  «Ни  на одного  меньше» известный  Чжан Имоу. Перечислю только некоторые его работы «Герой», «Дом летающих кинжалов», «Красный гаолян».

Пока на экране разворачиваются события, делаю открытие. Не видела ни одного китайского фильма о современной действительности. То исторические, то  фэнтази,  и ничего о социальных проблемах. Не так давно посмотрела  документальный фильм о Китае. Это одна из беднейших стран мира, где-то на 82 месте по доходам на душу населения.  И мой гнев на все китайское, (синоним подделки  и низкого качества)  заполонившее весь мир,   как-то  в  душе погас.

Теперь   о картине   Чжан Имоу. Наконец-то  рассказано о социальных проблемах: крайней нищете  в маленьких деревнях и  системе образования. В конце фильма прозвучали цифры: более 1 мил детей ежегодно покидают школы, чтобы  начать зарабатывать на жизнь. В ленте показана маленькая деревушка и бедная сельская школа, в которой берегут каждый кусочек мела. Учитель Гао уезжает и оставляет вместо себя   13-летнюю Вэй  Миньчжи. Ей кроме жалования обещает 10  юаней, если   в классе останутся все ученики,  «ни  на одного  меньше».  Девочка, старше своих учеников всего на несколько лет,  не может справиться с классом. Добросовестно исписывает  иероглифами всю доску и уходит сторожить детей  у двери на улице. Ученики  пытаются влиять на новую учительницу, призывают в класс, но просьбы остаются без  внимания. Пока не случается чрезвычайное. Одну девочку  приглашают в   другую  спортивную школу. Здесь молодая учительница показывает  упорство и силу-волю, но не в силах догнать автомобиль. Следующее испытание  -самый озорной ученик Джан Хуке -уезжает на заработки в большой город.  Весь класс  сплачивается,  желая вернуть мальчика. Вот здесь и начинается настоящая учеба.  Вместе решают не простые жизненные задачи. Сколько нужно перенести кирпичей, чтобы заработать  на билет. Вэй практически без денег отправляется в город. Идет  пешком и день,  и ночь. В городе узнает, что мальчик потерялся. Мобилизует  все свои  внутренние силы на поиски. Как трогательно   пишет объявления,  2 дня голодная,  в изнеможении  дежурит у телевидения в поисках директора. Смотреть на эту самоотверженность и  бесперспективность  поиска,    без сострадания невозможно.  
Когда Вэй  украдкой стала доедать оставленную в кафе еду, просто пробила слеза. "Оскара"  заслуживает и сцена, когда 26 детей  пьют 2 маленькие баночки колы.А когда по телевидению не многословная, растерявшаяся девочка-подросток просит  ученика вернуться-  я  готова была зарыдать вместе с ней. Героиня  не  красотка, не фарфоровая куколка, а  обычная девочка, с маловыразительной  внешностью, но с  сильным характером.  В картине такие же обычные дети,  непосредственные, живые, настоящие. 
Эта история закончилась хорошо.  Нашелся ученик,   и школе оказали помощь.  Самые важные в жизни слова дети пишут на доске новыми цветными мелками. А сколько таких школ в Китае, сколько таких забытых бедных сел. Джан Фуке в  городе больше всего запомнил, «как  пришлось клянчить еду». Кого такое признание может оставить равнодушным! Не случайно фильм в 1999 году получил «Золотого льва»,  специальную премию детского фонда ООН. Никаких  оригинальных режиссерских решений,  звезд Голливуда,  закрученного сюжета и любовных треугольников. Все гениальное – действительно просто. Это  о   настоящем китайском  фильме «Ни на  одного  меньше». ТЧ

Комментариев нет:

Отправить комментарий