среда, 13 февраля 2013 г.

Прогулка в былое с Евгением Гришковцом. Встреча в Доме актера.


Дети прислали ссылку,  и я вновь приобщилась к  культуре. Выступление Евгения Гришковца в Доме актера в феврале 2012 года,  заинтересовало. К  личности писателя, драматурга, актера отношение уважительное.   Это необычный триумвират, феномен. Читают, конечно, свои произведения  Жванецкий, Задорнов,  Владимир Вишневский,  и др. Но  Гришковец нечто  иное.  Знакомит зрителей не с юмористическими зарисовками и стихами, а прозой.

 В Доме актера автор, как всегда,  верен   себе. Вышел на сцену неуверенно, извиняясь, что побеспокоил и благодарил, что пришли. Не знаю, это скромность или  имидж, чтобы завоевать доверие?
Опять рассуждал о патриотизме, который и в том, чтобы не отправлять детей учиться за границу и о том, что ему и здесь хорошо.  Эта тема красной нитью прошла в его  книге «От жжизни к жизни». Безусловно, писателям его жанра за границу  целесообразно ездить только  с концертами и на отдых. Что касается детей,  мое мнение  кардинально расходится. Об этом  писала в другой заметке.  И еще помню  в книге рассказ   про водку.  В  Доме актера прозвучал  другой  вариант. Обойду эту тему, так как водку не люблю и вообще за трезвый образ жизни. Слишком многих это зелье сгубило. Совсем недавно, 31 января отмечали день рождения водки. Менделеев изобрел ее совершенно для других целей. На этом человечеству и нужно было остановиться. Отвлеклась.
А вот ностальгия Гришковца по ушедшему времени,  старым вещам и  предметам близка мне. Его рассуждения и выводы точны и оригинальны. Мастер рассказывать и живописать рассказал о перьевых ручках, чернильницах. Я даже вспомнила, как носила чернильницы всего класса домой. В школе негде было хранить. Как потом трудно заправляли чернильные ручки, как они текли и ломались. Как их сменили шариковые, но мы писали, вырабатывали почерк.  По почерку изучали характер и настроение человека. Гришковец  подметил важное,  после того, как  человечество  пересело за компьютеры, мы уже не  узнаем почерк детей, не помним  свой.

Очень  интересные  наблюдения о печатных машинках, отслуживших свой  исторический срок, о новой технике, чей век не долог. Много добрых слов сказал о  письмах, которые  писали, подбирая каждое слово, потом долго ждали ответа, волновались. Сравнивал с  современным  скоростным  общение по интернету. Я тоже вспомнила, как  в детстве ждала письма от своей подруги из Болгарии Тодорки. Чтобы не пропустить долгожданный момент даже ходила помогать на почту  сортировать  корреспонденцию. И однажды произошло чудо, во время  такой  работы, получила мелкий пакет.  В заказном письме был воротничок, открытка. Это была самая большая радость на свете.  Вспоминаю и свою юношескую влюбленность, когда  писала письма  на «до востребования» каждый день почти 2 месяца, а потом они все пришли назад.  Позже  были стихи и нежные слова, написанные на открытках, каждого 13 число месяца. Вот такая, кстати,  сохранившаяся, эпистолярная любовь. Эти воспоминания воскресил писатель, напомнив о своей  записочке, переданной в родильный дом и  канувшей в небытие СМС. 
Гришковец невероятно точно передал воспоминания о  глобусах  и   картах. Первые помогали запомнить  города и страны на всю жизнь, вторые были  очень не  удобными  для автомобилистов. Но насколько милее сегодняшних  бесстрастных навигаторов. Помню, как  преодолевали расстояния из Торонто  в Оттаву и обратно, и как раздражающе звучал искусственный голос.

Писатель  Евгений Гришковец не мог не пройтись по электронным книгам. Попробуйте определить объем и сделать закладки? А что произойдет с авторами, которые не смогут увидеть переплет, подержать в руках собственную книжицу. «Жаль бумагу на интернет суету». Расставаясь с любимыми предметами, мы  расстаемся с прежним образом жизни-  такой  ностальгический вывод делает автор. И с этим не согласиться нельзя. Большинство произведений  Евгения Гришковца  –«это прогулка в былое» и мы за это благодарны писателю, спешим к нему на встречу, спектакли, в книжный магазин за очередным изданием. Т.Ч.

Комментариев нет:

Отправить комментарий