пятница, 8 февраля 2013 г.

Пропущенный или придуманный юбилей Дворца "Современник".


Есть такие  особенности провинциальной жизни: придумать юбилей. Почему не получить дивиденды за прошлые заслуги: медаль, орден, средства на мероприятие или хотя бы немного почестей и внимания. Узнав, что в  управлении культуры замыслили  отметить 40летие Дворца «Современник» (раннее принадлежащего швейной фабрике, ныне «Дворец Республики)-возмутилась. На календаре 2013.  Юбилей, как минимум пропустили. Не хотела вспоминать былое, но так уж получилось, что прошлое вновь ворвалось в жизнь,  и не отпустит, пока не выскажешься.
О собственном дворце культуры швейники  мечтали долго, строили его трудно. Герою Социалистического Труда Валентине Соловьевой пришлось пройти массу инстанций и согласований. Даже изменить типовой проект. Если сравнить Дворец Профсоюзов в Кишиневе и еще ряд похожих сооружений, наш «Современник» существенно отличался. Архитектура здания  обеспечила проход и  была поднята  часть здания на уровень  второго этажа. Такой вариант директору пришлось согласовать с автором. И название возникло не на пустом месте- был   объявлен конкурс. Победительница-работница фабрики- получила  премию 500рублей- огромные деньги  в то время. Строители сдали здание накануне дня защиты детей 1 июня.1972 года. Предварительно провели субботник по уборке, потом  митинг и просмотр  кинофильма «Бег». Потом началось  не менее  трудное дело  «одевание» Дворца. Сценическую часть  изготовил Московский комбинат. Раньше  сферу культуры обеспечивали всем необходимым специальные производственные комбинаты. Световое оборудование поставил   Киев. Мебель, двери  изготовили  в  Кишиневе и Бельцах. Заказ на кресла в фойе  разместили на Киевском  театральном комбинате. Одежду сцены проектировали в Кишиневе, а шили здесь на месте. Получился  отличный поднимающийся  занавес. Даже  уникальные огромные ковры в музыкальном  фойе привезли из концертного зала Россия. Их помогла получить Соловьевой Министр  культуры Фурцева. Мы их очень берегли. Застилали только  по особо торжественным случаям. В этом же фойе висела уникальная люстра из множества мелких трубочек, очень напоминающая «северное сияние» ее  и знаменитое музыкальное панно из  портретов композиторов с подсветкой изготовил  Ленинградский художественный фонд. За уникальной  хохломской мебелью  для кафе «Русский чай» ездили в Семеново Горьковской области.  
Звуковую аппаратуру получали по специальной разнарядке.  Одним словом,  все давалось с «боем», неимоверным напряжением сил многих людей. Во Дворец было вложено много  средств, сил и души. «Современник» вместе со  знаменитой  швейной фабрикой был включен в список экскурсионных объектов.  Им восхищались не менее, чем уникальностью предприятия. 
Поэтому меня так возмутил  последний  «евроремонт» здания. В нем  не осталось ничего уникального, отличающего  от других культурных объектов.
Когда дворец был «одет» и «оснащен», утверждено штатное расписание, началось формирование коллектива.  Это был август 1974 года. Мне посчастливилось, быть  среди первых. 15 августа  была  принята на должность балетмейстера-репетитора танцевального коллектива, чуть позже  и руководителем детского коллектива.
 Дворцу повезло с первым директором Раисой Григорьевной Блесайтис. Это был  знающий руководитель и хороший человек.  Вскоре ее сменил другой директор, но выдержал общение с творческими людьми не долго. Хорошо помню первые коллективы:  в танцевальный, я  вместе с заслуженным артистом МССР Борисом Николаевичем Решетниковым  набирали девушек прямо  у швейных машинок, ходили по цехам. 
Анатолий Ястреб-  режиссер драматического коллектива- поставил  отличный спектакль «Затюканный Апостол».  Был создан цирковой коллектив, организована агитбригада, хор, ВИА. У всех руководителей были амбициозные  планы получить звание «народный».ВИА под руководством Виктора Зеленского   начал  успешно выступать   на  фестивалях.   Помню первого художественного руководителя  молодого специалиста Галину Лысенко. Она была на своем месте, полна творческого горения. Мне с ней  работать было очень легко,  я была такой же. Дети просили дополнительные занятия и рада стараться – бегала на занятия каждый день. Моими концертмейстерами были лучшие педагоги  музучилища  Владимир Катайцев и Вячеслав Гордзей, которые импровизировали на ходу. Уже  к новому году мы подготовили детские миниатюры: мишка, лисичка,  Машенька и медведь, Дюймовочка   и др. и все на музыку, сочиненную Гордзеем. Сегодня  -это   преподаватель, композитор,   аранжировщик,  первый заслуженный деятель ПМР.
Осенью 1976 года   я  ушла  на комсомольскую работу, но не бросила детей. Это было достаточно трудно. Потом во дворце произошло серьезное хищение. В  «Современнике»  прошли кадровые перестановки. Некоторое время  и.о директора учреждения был   Анатолий Дзернович- сегодня   руководитель  фирмы  «Интерцентрлюкс». Дворец постепенно начал набирать вес в сфере культуры города.  Некоторые коллективы защитили звание «народный», новый директор  Элла Ивановна Волкович смогла перетянуть в «Современник»  лучшие кадры. Из Ростова были приглашены мастера  международного класса  Наталия и Виктор Решетниковы. Для них были созданы все условия. Горком  партии, справедливо будет  вспомнить Дегтяреву,    помог   с квартирой, малый танцевальный зал с паркетом  и зеркалами был предоставлен в их полное распоряжение. Что касается  жанра современного бального танца,  в Тирасполе  началась новая эра. Выступление пары педагогов  было  украшением любого  праздника. Был дан старт  международным конкурсам. В студии, организованной на платной основе занималось около 200   человек, в том числе и категории «сеньоры». Галерею Дворца украсила  фото галерея. В «Современнике» начала работу фотостудия «Поиск»,  которую возглавил  замечательный мастер и учитель  Анатолий Витковский. У коллектива был и спутник- детская студия «Взгляд»,  руководил которой  Александр Паламарь. Сегодня уже председатель союза фотохудожников  ПМР. Дворец был главной концертной площадкой   гастрольных выступлений  не только отечественных, но и зарубежных звезд. Жванецкий, Пьеха, Миронов, Хиль, Ротару, «Песняры», Кобзон,  Махмуд Эсамбаев,  Бисер Киров, Мулерман и многие другие. По количеству народных коллективов мы были одни   из первых в  Молдавии.  Это накладывало обязательства на   руководство. Но не может быть все   безоблачно. Обнаружились  нарушения и злоупотребления. Более того,  дворцом заинтересовался МГБ.  Чтобы поддерживать дисциплину на дискотеках привлекались  юноши с бицепсами, им потом им демонстрировали  видео. По сегодняшним меркам  очень «скромное», по советским «не достойное строителя коммунизма». Начался  разбор полетов, руководство сменили.
Вот в такое не простое время меня бросили, как на амбразуру,  в  межличностную борьбу и финансовую разруху профсоюзного дворца. Вместе со мной  в «Современник» пришла  очень «пробивная», самоотверженная  Элеонора Семичастнова.
С первых дней  я столкнулась  с огромными трудностями и открытой враждебностью  творческих работников. Почем-то между производственниками и культработниками  всегда существовал антагонизм. На фабрике работали  талантливые во всем -профессионалы- того же требовали от работников культуры. Но они не тянули. На мероприятиях часто были  накладки. Лучшие  сценарии  по-прежнему писали производственники: профессиональный журналист  Е.М Сталинская в соавторстве с зам генерального  директора  «Одема» Анной Федосеевной  Павловой. Начальник отдела кадров   Светлана Гавриловна Антоновой  была лучшей ведущей на фабрике, всегда работала без шпаргалки. Работники культуры явно не дотягивали  до  нужного уровня. А тут еще и «подставили» швейников. Мне нужно было решить множество проблем. Самой сложной была финансовая. Денег на счету не было даже на зарплату, все  положенные лимиты профсоюз уже перечислил.  Два  года учреждение работало без бухгалтера, а за несколько месяцев  до моего прихода кассир трагически погибла - утонула. Не знаю,  по какой причине или наводке, но пожарные написали предписание о закрытии  сцены. Некоторые пункты были не выполнимыми, так было спроектировано. Механизмы сцены и многотонный пожарный занавес   требовал  тестирования. Концертную  деятельность нужно было свернуть, но это  был   самый реальный источник дохода. Но и здесь были проблемы. Слишком не выгодные условия аренды зала.  Зато творческим работникам было все равно. Каждый старался натянуть одеяло на себя. Всем нужны были дополнительные ставки, средства на костюмы и поездки. Каждая планерка превращалась  в «избиение младенцев», точнее нового руководства. Пошли  ходоки на фабрику и выше, чтобы  там получить поддержку. Кому-то это обещали  еще до  смены руководителя. Постепенно  с огромным напряжением сил  начали решать все возникающие проблемы.  Значительный  карт -бланш мне давали на фабрике. Существенно дворцу помогала зам. директора Таисия Ивановна Власенко.  Я была в числе главных просителей: ткани на костюмы,  мебели в  клубы, ковров в кабинеты.  Во Дворце появился новый бухгалтер, которая начала грамотно вести  учет  и считать деньги, и мы   начали пополнять    бюджет  учреждения. Работали много. В день могли обслужить до 3 тыс. человек. Несколько утренних мероприятий  и вечерних в большом зале.  Вечер отдыха в малом зале, вечерняя дискотека. Плюс более 20 постоянно работающих кружков, в том числе и на платной основе. Самым большим  первым испытанием была защита звания «народный» всех 6 коллективов. Обычно такого количества не выдерживает ни одно учреждение, слишком накладно. Режиссера народного театра в то время   уже не было. Нужно было создавать  театр заново. Но мы справились, защитились успешно. Своим присутствием нас поддерживала и  В.Соловьева. Для нее это тоже было важно. Хочется сказать добрые слова и об энтузиастах клубного дела Леониде Хлыстале, Валентине  и Зое  Фатеевых, Юрии Кудельском.  Иногда трудно  было  уравновесить   их «пожелания» и   «возможности», но  я старалась, так как     работа  оставалась смыслом  нашей жизни.  
 Пришло время, когда на счету Дворца появились собственные средства. Мы могли позволить себе даже купить  дорогостоящую  звуковую  усилительную  аппаратуру. Я поставила  перед собой  амбициозную  задачу- стать лучшим Дворцом в республике. И мы получили первую премию. Конечно  позже пришлось взять на себя функцию  методического центра, потом вынудили нас стать Дворцом Культуры и Техники. Это был, конечно, формальный статус. Но  пришлось много поволноваться и по этому поводу.  Потом в течение  года-времени   декретного отпуска- я  могла только наблюдать за жизнью Дворца.  Меня заменил человек энергичный, с коммерческой  жилкой Семен Житнигор. Преобразования, которые меня ожидали, были существенные. Наконец-то городской загс переехал в другое здание,  и помещение было превращено в видеосалон. На первом этаже открыт  зал игровых автоматов. Конечно,  стало меньше культуры поведения, посетители были не организованные и разные, но  доходов стало больше. Дворец  покатился по коммерческим рельсам. Для того времени – это было положительно. Хорошим помощником в хозяйственном  плане для меня стала умница  Ольга Валентиновна Гамарник. Под ее влиянием я даже совершила поступок, который не дает мне покоя и спустя много лет. Она убедила меня, что декоративный  виноград, обвивший стены внутреннего дворика, разрушает здание,  и мы его обрезали.
 Но мелкие    хищения продолжались- пришлось устанавливать решетки. Помню, чтобы найти подходящий вариант,  ездила в Одессу. И на пленку запечатлела все балконы, заборы старой части города. И мы нашли рисунок, который позже видела уже и на других сооружениях. Помню как  упросила  известного художника  Леонид Глущенко разработать для  Дворца специальную мебель- банкетки.  И он сделал  замечательный  набросок, причем, совершенно бесплатно. И мы их  заказали. У народного умельца Л. Глущено купили уникальный корень, которых долгое время украшал фойе. Потом была эпопея с цветами.  Я мечтала о зелени, но  цветы часто от курения погибали.  Но  удалось в дендрарии купить около десятка веерных пальм,  и в фойе заиграло новыми красками. Роскошный цветок,  манстеру- , более 3 метров в диаметре,   привезли на  обычной тачке  из частного дома у парка «Победа».
Вместе с тем были и очень трудные моменты. Руководители продолжали  относиться к учреждению потребительски. Они хотели как лучше, но не всегда могли получить желаемое.  Единственно, кто меня боялся, так это дворняга, которую прикармливали наши уважаемые женщины уборщицы- контролеры. Как только я появлялась, они говорили волшебное слово «директор» и собачка покорно выходила из гардеробной   на улицу.  Самым большим моим огорчением  был момент, когда  руководители студии спортивных бальных танцев  Наталия и Виктор  Решетниковы  давали свой прощальный концерт. Они решили уехать из Тирасполя. Истинные мотивы так и остались не известными. С одной стороны они удочерили ребенка и не хотели  в дальнейшем огласки, с другой стороны, возможно,  они претендовали на большее, чем могли получить. В то время уже не стало их покровительницы  Дегтяревой. Во  Дворце придерживались более жесткой финансовой дисциплины.  А они, безусловно, заслуживали  большего. Но нельзя было жертвовать другими ради одного коллектива. Хотя  мысль о том, что клубное дело требует  перестройки,  уже углублялась в моем сознании. Потом я решила получить второе  образование. Одна их немногих  из Молдавии поступила в  Ленинградскую  высшую профсоюзную школу культуры, на отделение экономика социально-культурной сферы. Годом раннее посетила семинар лучших директоров клубных учреждений  СССР. Там шла откровенная дискуссия, что многие формы работы устарели. Клубная работа требует модернизации. Я это чувствовала  и сама, пыталась выработать собственную концепцию, но мы были профсоюзным клубом, обслуживающим работников фабрики и порой интересы и задачи были разными. На сцене требовался профессионализм, а трудовому коллективу -гармоничное развитие. В это время, разгар перестройки,  на фабрике меняется директор. На смену удивительному руководителю В.Соловьевой приходит армянин Манукян. Он был намерен  все разрушить, но мы это поняли не сразу. Во Дворце назначают выборы директора, коллектив оказывает мне доверие. В кабинете Манукяна ведется разговор с пристрастием, с тем, кто давно  хочет сделать ход конем. Наблюдая,  как на фабрике летят головы, понимаю, что не выжить.  Говорят о новом штатном расписании,   без директора,  и предлагают уйти в коммерческую структуру. Я соглашаюсь. Зачем пресмыкаться, невозможно смотреть в глаза членам  коллектива. Вчера говорят, что музыкальная студия нужна, за несколько дней до нового учебного года  объявляют, что  все свободны.   В помещениях Дворца размещают  инженерные службы, лишают всякой возможности управлять процессом. Вся аренда только с разрешения  высшего руководства фабрики.
Я приготовилась к эвакуации, самой печальной в жизни. Часть  лучших сценариев отдала  коллегам. Остальные бумаги- труды  многих лет работы на фабрике и во дворце,  погрузила на тачку и отвезла   в пункт сдачи макулатуры. За почти 20 лет жизни  получила 6 дефицитных в то время рулонов туалетной бумаги. И порадовалась тому, что выручила хотя бы это. Вот так без почестей и добрых слов напутствий закончилась и эта страница моей жизни. В должности   только директора проработала 7 лет, больше всех своих предшественников, возможно и последователей .А в общей сложности более 10 лет. Уже через десятилетие у дворца новый статус, скорее филармонии, чем клубного учреждения. Но это уже другая история, в которой я не участвовала. 
Больше 10 лет я не могла зайти в «Современник»,   охватывало  необъяснимое волнение. Боль оставалась.  Сегодня  уже спокойней. Но,  когда вижу  на входе вечно молодую блондинку  с  прической Елизавету Власенко, а   при входе в зал Лидию Гаврильченко,  в радиорубке  звукооператора  Валерия Морозова, переживших  отсутствие  мизерной зарплаты,  смену директоров и  эпох, проникаюсь  к ним  огромным чувством  уважения. Немного завидую, понимая, что  постоянство – не моя характерная черта. Мне всегда хотелось чего-то  нового и большего. Т.Ч

1 комментарий:

  1. Ужас...Еще был Валера Кривцун... светлой памяти.

    ОтветитьУдалить