воскресенье, 17 марта 2013 г.

Балет на приднестровской сцене большой плюс, маленькая сцена - большой минус.


Для определения своего отношения к  балету «Щелкунчик» в исполнении артистов Кишиневского  национального театра оперы и балета приберегла  словечко «не комильфо». Вроде бы и Чайковский, и  Петипа в редакции Григоровича, но нет волшебства, нет вдохновения,  не хватает невероятной легкости воздушности балеринам,  полетности,  техничности мужчинам артистам. 



Конечно, после  «Щелкунчика» в  Мариинском театре в Санкт –Петербурге, я достаточно  критична.  Есть, конечно, смягчающие обстоятельства.  Очень маленькая сцена. Поэтому мышиная армия и  отряд оловянных солдатиков в первом действии ограничился 5,  сражающимися, включая предводителей. На больших сценах в сценическом действии участвуют более сотни артистов, только 60 музыкантов оркестра. На  выездном  представлении  кишиневские артисты работали под фонограмму.  Все великолепие  и обаяние Чайковского несколько померкло. Это совершенно другое восприятие зрителями и совершенно другая отдача  артистов. Были, видимо,  проблемы  с декорациями и светом, которые обычно добавляют  сказочности.  Но   если  не требовать по максимуму: замечательно, что балет «Щелкунчик» показали в Тирасполе. 




Нужно понимать, что многие видели искусство балета впервые и  не знакомы со сказкой Гофмана, не слышали удивительную музыку Чайковского.  Волшебные «Вальс цветов», «Вальс снежинок»,    увертюру, «па-де-де», танцы кукол помню  с детства. Огромное наслаждение вновь окунуться  в волшебный мир Чайковского, увидеть прекрасный  дивертисмент Мари и Щелкунчика, знаменитые соло Принца и героини. 
Зрители очень щедро награждали  артистов аплодисментами. Прекрасно  были исполнены прыжки  и  фуэте. Может быть не с блеском, но на хорошем уровне. По фуэте  вообще судят о профессионализме  балерин. Это один из критериев мастерства. 32 верчения считаются нормой, 64  и 100, не теряя точку,  удаются не  всем.  Неплохо были выполнены и поддержки. Только один раз я  переживала за партнершу, но все  завершилось благополучно. 





Хочу отметить  артиста, исполнившего роль Дроссельмейера. Он достойно  выдерживал физические нагрузки и перевоплощения. ( К сожалению, опять  не было программок и не оглашены  имена  артистов балета).    Восхитительным был   «Вальс цветов». Переливы арфы  создают  прекрасный  фон он для  гармоничного движения и рисунка. Особо нужно отметить  танцы кукол. Испанский, восточный, китайский, французский и русский были  хороши. Просто в  балете  принято  говорить  в превосходной степени. Этого отметить не могу. 


Но реабилитируюсь, искусство артистов балета одно из самых сложных и уважаемых мною. Это огромный труд помноженный  на литры пота, силу воли  быть постоянно в форме, умение превозмогать свою боль и настроение. Уважаю всех артистов балета. Они заслуживают оваций и цветов, признания и  восхищения! 


Как  и благодарности    руководство Дворца Республики,   подарившего нам встречу с Прекрасным. ТЧ.


Комментариев нет:

Отправить комментарий