суббота, 9 марта 2013 г.

Совсем не простая история. Почему животные гуманее людей?.


Первый же взгляд на сцену - и разочарование.  Пьесу  Марии Ладо «Очень простая история» видела. Тоже в мартовскую декаду 2 года назад. Декорации практически те же, но  в памяти     более  яркие, колоритные и театр другой,  молодежный  «С улицы Роз». Сразу 2 вопроса. Зачем привозить то, что уже видели. И зачем двум кишиневским театрам ставить одно и то же произведение? Так мы устроены, что невольно сравниваем. На этот раз оценки были не в пользу Государственного драматического  им Чехова, но об этом несколько  позже. И не считаю, что первое впечатление- обманчиво, наоборот более яркое, эмоциональное.

Пьеса «Очень простая история», конечно же замечательная,  и  рассказанная история совсем не простая. Это и философское произведение, и сказка для взрослых, и притча, в которой животные лучше людей, более  совершенные.
Они любят своих хозяев, преданы им, готовы пожертвовать собой ради спасения жизни еще не родившегося ребенка. Свинья  мечтает увидеть мир и обрести крылья. Мало, кто из  людей  сохраняет  эту способность. Им  есть чему поучиться  у  тех, кто  находится в хлеву. Человечество  поглотили  житейские проблемы. Зажиточный  хозяин  ненавидит  своего  пьющего соседа.  Сосед     в лихие 90-е потерял не только любимую жену, но и все сбережения на сберкнижке, забвение ищет  в бутылке, которую ворует. Его сын   Алеша борется  за выживание, но тщетно. Все время  голодный, и,  конечно,  по мнению родителей Даши  это не завидная партия. Ее беременность  суть возникшего конфликта детей и родителей, которые по-своему  видят счастье любимого чада.
 Животные  наблюдают за людьми и задают много вопросов: «Что такое аборт?»,  «Зачем нужны деньги?», «Почему все  стремятся в город?».  Они не  могут понять  то, что  для людей составляет смысл жизни. Животные живут инстинктами и  в гармонии с природой. Ее волшебную красоту подчеркивает музыкальное оформление спектакля. Птицы поют, ветер шумит- целая гамма  невероятных звуков природы. На этом фоне разыгрывается настоящая трагедия. Хозяин  собственноручно закалывает  свинью. Душераздирающим  визгом-криком завершается первый акт.   Невольно вспоминаешь защитников животных,  и думаешь: не пополнить ли ряды вегетарианцев. Я вспоминаю слова  своего отца, родившегося в украинском селе: «Я бы не смог есть мясо животного,   которого сам вырастил».

Во втором акте начинается  самое  интересное. Появляется   Ангел-свинья  с крыльями.  Конечно  же  ее невинная душа  попала  в рай. «Все животные,  после  своей смерти становятся ангелами. Людей  среди ангелов  мало, только дети». Считаю- это ключевая  тема  спектакля. Люди завистливы,  алчны,  забыли про заповеди Христа. Ангелов   видят только невинные души: животные и только  один человек, удостоился  этого права,  пьяница.  По разному можно трактовать этот факт, видимо душа этого человека добра и чиста. Это подтвердил и    поступок- он застрелился. Появился   на свете новый ангел-хранитель, защитник новорожденного. Такой финал  помог разрешить конфликт и сохранить жизнь будущего младенца. Нет человека- нет проблем. Ради новой жизни отдать свою  хотели все обитатели хлева.  Именно они  готовы были  пожертвовать собой. А чем могут пожертвовать современные люди ради других? Очень  не простой  вопрос.  Похоже,  альтруистских настроений в нашей жизни все меньше. Спектакль  размышление, комедия и мелодрама тронул  зрителей. Тираспольчане  приветствовали кишиневских артистов дружными аплодисментами. Вот только, кто подарил нам встречу с  хорошей драматургией мы так и не узнали. Почему не было программок или хотя бы представления артистов в финале? Они все остались для нас неизвестными. 

Почему в партере и амфитеатре были свободные места? А за  2 дня в кассе билетов практически не было. Только «неудобные» на ярусе. Это, думаю, тоже информация к размышлению руководству театра. Мы же отлично понимаем:  для кого  оставляют бронь и пригласительные?  Это ответ на  один из вопросов, поставленных  в пьесе. Люди! Куда вы путь держите?

И всего несколько строк  о  двух  версиях одного и того же произведения, увиденного на  той же сценической площадке. Спектакль  театра «С улицы Роз» мне понравился больше. Ярче образы и  сценография. Почему вечно голодный  Алеша  в Чеховском был таким упитанным?  Не столь ярким был и  красавец,   интеллектуал Петух. Помню,  как  удивлял своим  современным   лексическим богатством публику 2 года назад. Похоже, что Чеховскому  Петуху текст  сократили. В молодежном театре  поярче  были  образы и Лошади-Сестрички,  и Коровы. Может быть,  сказались мужской и женский  подходы.  Режиссер   спектакля  в театре  «С улицы Роз»  мастер искусств  РМ  Юрий Хармелин, в драматическом,  Чеховском -   Раиса Кириллова.  
Но есть  еще одно   объяснение  разного восприятия. Заметила:  впечатление в прямой зависимости от  удаленности от сцены. В этот раз сидела далеко.  Т.Ч 

Комментариев нет:

Отправить комментарий