«Они были далеки от народа» часть этого определения о народниках всплыла в
памяти, после просмотра фильма режиссера
Авдотьи Смирновой «Кококо». Сколько лет
прошло, но отношение интеллигенции
к людям
из народа не изменилось. Вроде бы
ими восхищаются, проводят просветительскую
работу, помогают, но потом не выдерживают вольности, различий в мировоззрении, образе
жизни и мыслей, менталитете и срываются,
готовые на уничтожение своего же «детища».
Героини ленты Лиза и Вика- такие противоположности, из двух
разных миров. Одна интеллигентка, научный сотрудник музея,
живет в огромной квартире в
Санкт-Петербурге. Другая- типичный представитель сельской глубинки, с трудной судьбой, родившей ребенка в 16, не устроенная, но умеющая постоять за себя. Обстоятельства
сблизили 2 женщин, на короткое время они
стали самыми близкими подругами. С
энтузиазмом «пионерки», скорее «командира
звездочки» Лида пытается пристроить свою
подопечную на работу в музей, на
телевидение. Директор музея очень точно
замечает: «Благотворительность за чужой счет не лучшая стратегия попадания в Царство Небесное».
Благотворительность повышает собственную самооценку, и это важнее, чем сам факт помощи. Выходя их детского дома, героиня дает оценку самой заведующей, причем, не
лицеприятную. Для Лидии Вика
олицетворение народа, перед которым чувствует вину. «Мы ужасно относимся к нашему народу. Разве они виноваты в том, что
у них не было таких возможностей, как у
нас?». Такие, как Лида «сидят
на работе, на уродцев в банках смотрят»,
так и живут. Ходят на митинги, так как «политическая
борьба сближает». Плохо
приспособленная к жизни, Лида живет по инерции,
даже держит уборщицу из сочувствия. Но главная
отличительная черта такого типа
людей «приятно быть хорошим человеком».
Однако,
когда вакханалия в квартире надоела,
когда покусились на ее
собственного, хоть и бывшего мужа,
интеллигентка обрушила на голову подруги шквал ругательств. А дальше еще драматичнее:
решила
ее задушить. Здесь Вика раскрыла
свою ранимую душу. «Зачем обещала всего, Я ни в чем
не виновата. Я тебе поверила. Я вообще никому
никогда не верила. А тебе поверила». А позже по Сент-Экзюпери: «Ты в ответе за того, кого приручила». Это
было сказано сквозь рыдания, так искренне,
с таким отчаяньем и горем.
Обе актрисы и Анна
Михалкова и Яна Троянова создали
очень достоверные типичные образы.
Вполне заслужено на «Кинотавре» обе получили премию за лучшую женскую роль.
Хоть я и не люблю Анну Михалкову и постоянно в блогге критиковала ее работу во многих фильмах. В «Рококо» она хороша. Типичный
представитель инфантильной
интеллигенции.
Жанр фильма определен, как
трагикомедия. Что касается трагедии- согласна . Проблема существует, но еще в более острой форме, когда негодуют на улице
«понаехали», когда свекрови изводят
провинциальных жен своих сыновей, а тещи таких же зятьев. Но сегодняшняя интеллигенция в большей
мере ожесточается против
олигархов и бизнесменов. Бедный и невежественный народ уже не
интересен.
Что касается комедии, в
фильме достаточно много смешных
эпизодов, но самый яркий: крик души Вики за решеткой «Не отдавайте меня ей!». Дружба
интеллигентки страшнее
руки правосудия. Вот вам и изящное «рококо», превратившееся в простонародное «кококо». ТЧ
Комментариев нет:
Отправить комментарий