понедельник, 25 марта 2013 г.

Как трудно быть доброй в реальной жизни.Непреодолимые противоречия.


«Они были далеки от народа»  часть  этого определения о народниках всплыла в памяти,  после просмотра фильма режиссера Авдотьи  Смирновой «Кококо». Сколько лет прошло, но    отношение интеллигенции к   людям  из народа  не изменилось. Вроде бы ими  восхищаются, проводят просветительскую работу, помогают, но потом  не выдерживают  вольности, различий в мировоззрении, образе жизни и мыслей, менталитете  и срываются, готовые на  уничтожение  своего же «детища». 
Героини ленты  Лиза и Вика- такие противоположности, из двух разных миров.  Одна  интеллигентка,  научный сотрудник   музея,  живет в огромной квартире  в Санкт-Петербурге. Другая- типичный представитель  сельской глубинки, с  трудной судьбой, родившей ребенка в 16,  не устроенная,  но умеющая постоять за себя. Обстоятельства сблизили  2 женщин, на короткое время они стали самыми близкими подругами.  С энтузиазмом «пионерки», скорее  «командира звездочки» Лида  пытается пристроить свою подопечную  на работу в музей, на телевидение. Директор музея очень точно  замечает: «Благотворительность за чужой счет не  лучшая стратегия  попадания в Царство Небесное». 
 Благотворительность повышает  собственную самооценку,  и это важнее, чем сам  факт помощи. Выходя их детского дома,  героиня    дает оценку самой  заведующей, причем,  не   лицеприятную.  Для Лидии Вика олицетворение  народа,  перед которым чувствует  вину. «Мы ужасно относимся к  нашему народу. Разве они виноваты в том, что у них  не было таких возможностей, как у нас?». Такие,  как Лида «сидят на работе,  на уродцев в банках смотрят», так и живут. Ходят на митинги, так как «политическая  борьба сближает».   Плохо приспособленная к жизни, Лида живет по инерции,  даже  держит  уборщицу из сочувствия. Но главная отличительная черта  такого типа людей  «приятно  быть хорошим человеком».
 Однако, когда вакханалия в квартире надоела,   когда  покусились на ее собственного, хоть и бывшего мужа,  интеллигентка обрушила на голову подруги   шквал ругательств. А дальше еще драматичнее:  решила  ее задушить. Здесь Вика  раскрыла свою ранимую душу. «Зачем обещала всего,  Я ни в чем не виновата. Я тебе поверила. Я вообще никому  никогда не верила. А тебе поверила».   А позже по  Сент-Экзюпери: «Ты в  ответе за того, кого приручила». Это было сказано сквозь рыдания,  так искренне, с таким отчаяньем и горем.

Обе актрисы и Анна Михалкова и  Яна Троянова создали очень достоверные  типичные образы. Вполне заслужено на «Кинотавре» обе получили премию за лучшую женскую    роль. Хоть я и не люблю Анну Михалкову и постоянно в блогге критиковала ее  работу во  многих фильмах. В «Рококо» она хороша. Типичный представитель  инфантильной интеллигенции.
Жанр фильма определен, как трагикомедия. Что касается трагедии- согласна .  Проблема существует, но еще  в более острой форме, когда негодуют на улице «понаехали», когда свекрови изводят  провинциальных жен своих сыновей, а тещи таких же зятьев. Но   сегодняшняя интеллигенция  в большей  мере ожесточается против  олигархов и бизнесменов. Бедный и невежественный народ  уже не  интересен.
Что касается комедии,  в фильме достаточно много  смешных эпизодов, но самый яркий: крик души Вики за решеткой  «Не отдавайте меня ей!».  Дружба  интеллигентки страшнее    руки  правосудия. Вот вам и  изящное «рококо», превратившееся в  простонародное «кококо». ТЧ

Комментариев нет:

Отправить комментарий