суббота, 28 мая 2016 г.

Волшебный мир эпохи Возрождения.Знаменитая галерея Уффици. Флоренция.

   Нельзя писать о  путешествии месяц спустя, тем более об  уникальном собрании произведений живописи Уффици. Но  нельзя  и  забыть  это значимое для меня событие, нужно  оставить в своем электронном дневнике,   которым является мой  блог, хоть какие-нибудь комментарии.
Галерея Уффици во Флоренции один из самых  крупных и значимых  музеев  европейского  изобразительного искусства. Ежегодно его посещает более 1.5 мил  человек.  30 человек  каждые 15 минут.  Можете себе представить,  какое в ней столпотворение  происходит ежеминутно.

 В этом музее уникальна не только коллекция, но и само здание с интересной историей.   Галерея  находится в величественном дворце,  построенном   по проекту Джорджио Васари.   Грандиозный и величественный, полный  роскоши дворец  должен был  увековечить  и подчеркнуть  величие и богатство рода Медичи. Здание  было построено в  период правления  династии в 1560-1581 годах,   для   работы государственных служащих.
Строительные работы продолжались 20 лет. В результате появилось  огромное здание, по форме напоминающее  латинскую  букву «U»,  с висячими садами,  роскошным театром и уникальной картинной галереей. Сегодня основой  музея  является  коллекция  флорентийских правителей.  Ее формирование   началось еще  в середине 15 века, когда дом Медичи  и Флоренцию возглавлял  Козимо Старший. Он покровительствовал художникам и покупал  произведения  античного  искусства. 

Его внук Лоренцо Великолепный  стал  следующим просветителем. Он заказывает картины  Андреа дель Веррокио и Сандро Боттичелли, который создает  шедевры  «Весну» и «Рождение Венеры». По заказу мецената  Филиппо Липпи  пишет  «Мадонну с младенцем и ангелами».
После заката династии Медичи, коллекция продолжает пополняться. С 1575 года  в здании Уффици  началось формирование музея. Его основа семейная коллекция Медичи. В 1581 году сын  Козимо Франческо выставил на втором этаже  восточного крыла  здания  античные статуи и  другие ценные произведения искусства, что положило начало  работе    всемирно известной галереи Уффици

Ее двери были открыты  в конце 16 века, однако, попасть туда мог не каждый. Только  представители  высшего света. Очень интересная традиция. Все, кто был гостем семейства Медичи, позировал художникам. Их портреты потом украшали галерею.  Сегодня в Уффици  находится самая большая галерея портретов.  Представители  семейства Медичи изображены на  больших  холстах,  гости  -на меленьких.  И только одно исключение-  Петр Первый и Екатерина  смотрят на нас с больших картин. Портреты заказал сам Петр Первый русскому художнику Никитину  и потом прислал  гостеприимным хозяевам.  У них не было выхода. Вот эти портреты сегодня  и видят все  посетители Уффици.



 С 1765 года музей стал доступен  для всех  желающих. Последняя представительница рода Медичи подарила  дворец Уффици народу Флоренции.  В Уффици постепенно были перевезены  все картины  и скульптуры  из других домов  великой династии. Именно здесь  сегодня находятся редкие работы Сандро Боттиччели «Рождение Венеры», «Весна».Здесь представлены работы Рафаэля, Караваджо, Рембрандта, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Галерея занимает площадь 13тыс  квадратных метров. Ее можно назвать старейшей галереей мира, так как была открыта для посетителей  практически в 16 веке. 

Произведения размещены в 50 залах, в хронологическом порядке. Так  что можно проследить развитие искусства с 13 по 18 века. Однако, нашей группе пришлось плутать по галерее. Одни залы были не реконструкции,  картины изменили свое месторасположение. Ориентироваться было трудно, поток туристов был нескончаемым, у  многих произведений  было столпотворение. Приходилось занимать  удобное место, задерживаться не удавалось.
Первое, что увидели  в галерее,  работы Пьеро  дела Франческо: Портреты Герцога Урбинского и  его жены Баттисты Сфорца. Эти картины  для своего  времени были инновационными: персонажи изображены в профиль. 

Очень интересная деталь. Написать  обычный портрет было очень сложно, так как  герцог  в бою потерял глаз. Художник прибег к  хитрости. Предложил изобразить его,  как  римских императоров  на монетах. Это польстило герцогу. Я узнала почему многие женщины на старинных картинах безбровые и безволосые. Думала такая мода. Совсем наоборот. Это жертвы моды. Чтобы     лицо  было  белоснежным,   женщины пользовались цинковыми белилами, которые были не безопасны для здоровья. Исчезали брови и   выпадали волосы.
Остановились  мы и  возле   еще одной  картины Пьеро дела Франческа «Дары волхвов».

В каждом зале Уффици нас ждал очередной шедевр.  «Святое семейство»  Микеланджело - его единственная  живописная работа. На ней изображено Святое семейство и  Иоанн Креститель. Картина была заказана богатым флорентинцем за 2 года до того, как Микеланджело  начал работу над Сикстинской капеллой

Меня всегда   интриговала эта работа. Мне всегда казалось, что это не живопись, а скульптура. Удивила    резная позолоченная рама, выполненная по  рисункам самого мастера. Она  великолепна.
В этом же зале римская копия  эллинистической скульптуры Спящей Ариадны. Совершенство форм.

  И вот  зал Боттичелли. Только ради него стоило посетить Уффици. Много лет назад я влюбилась в его произведения, в этот  грациозный образ рыжеволосой красавицы. По истине,  настоящая красота вне времени.  «Весна» Боттичелли  читается  справа налево: крылатый Бог ветров Зефир, влюбленный в нимфу Хлорис, настиг ее,   чтобы насильно взять в жены.  Раскаявшись в  содеянном, он превращает ее  во Флору – богиню природы и весны. Весна символизирует  гуманность и гармонию, которая царит между людьми. И ничего, что многим кажется, что нимфа  и другие персонажи  немного беременные. Это же символизирует – плодородие.

  Боттичелли с поразительной точностью изобразил  различные виды  цветов и трав, которые можно найти в окрестностях Флоренции весной.  Потрясает мастерство   художника,   изысканность фигур, соединенных внутренним движением. «Весна»  очаровывает. Это  прекрасней того,  что я ожидала увидеть.
Боттичелли самым прекрасный, волнующий, поэтический художник Возрождения.  Грациозный  женский образ не  выдумка, а реальная красавица. Боттичелли  воспел и прославил Симонетту Веспуччи- женщину знаменитую своей красотой  и любовью. 
Она была возлюбленной Джулиана Медичи. Была  царицей   всемогущего искусства. Любовь Джулиана и Симонетты  стала для флорентинцев  событием века, хотя длилась недолго и  кончилась печально. Жизнь разрушает красоту,    рок преследует любовь. Симонетта умирает о чахотки, а через 2 года в тот же апрельский день, когда была погребена красавица,  в соборе был заколот  Джулиано наемным  убийцей.
Смерть Симонетты стала для художника глубоким личным горем. Он продолжает писать свою музу,  вызывая трепет  умиления.  

Еще один шедевр   Боттичелли «Рождение  Венеры» вызывает только поклонение.  Нимфа Ора спешит  накинуть на Венеру,  с телом античной Богини,  пурпурный плащ.  «Каждая деталь  этой  картины  подобна музыке. Ритм присутствует во всем:  в  изгибе тела, в прядях волос,  в  движениях рук,   повороте головы». Лицо Венеры стало символом  «боттичеллевской  живописи».  Описать  мне свой восторг трудно. Хотелось одного: созерцать прекрасное. Это мой любимый художник эпохи Возрождения.
  Еще один мой любимый художник этой же  эпохи  Леонардо да Винчи. Ожидала увидеть  его другие произведения, но все, что принадлежит его кисти - удивительно и неповторимо. 

«Благовещение» Леонардо да Винчи написал, когда ему было 20 лет. На ней мы видим архангела, который спустился с небес, чтобы сообщить Марии благую   весть. Поражает реалистичность и гармония.
И вот  другой зал  и другой любимый художник. Это автопортрет прекрасного юноши с вдохновенным лицом.  Таков Рафаэль. 

В   его облике  спокойствие,  небесная гармония. Колорит сдержан:  нейтральный фон,  темные волосы, такая же шапочка.  Узкая  белая полоска  рубашки помогает оттенить кожу. Так одеваться для хорошей  фотографии учил меня отец.   Рафаэля отличает  хороший  вкус. Автопортрет,  весьма похожий  на этот, но в  зеркальном развороте, художник разместил  на фреске «Афинская школа» в Ватикане. Италия сокровищница искусств.
Конечно же, наша группа  не пропустила   зал Тициана. Если честно, не помню, что  в нем  видела. Главное внимание  было к   самому известному   шедевру Тициана «Венера Урбинская». Подробности о произведении узнала из программы «Орел и Решка» Флоренция. Повторяться не буду
Тициан восхищался миром и умел ценить красоту. Его Венера прекрасна: живой взгляд, нежное тело,  золотые волосы. Мифологический персонах в  современной обстановке. На заднем плане служанка копается в сундуке, на окне стоит мирт- символ супружества. На белоснежных простынях  собачка, которая тоже символизирует семейный очаг. А «Урбинская» -  потому что была приобретена герцогом Урбинским.


 Этой 1.5 часовой прогулки по залам Уффици мне было крайне не достаточно, но все равно   я испытала душевное обновление. Многие   шедевры живописи мне были  давно знакомы. Более того,  я ими восхищалась. Безусловно, искусство способно окрылять и вдохновлять.   Волшебный мир эпохи Возрождения может  придать новый импульс твоей жизни.  ТЧ, Италия, апрель 2016 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий