понедельник, 9 мая 2016 г.

Площадь Шишки, галереи скульптур, географических карт и гобеленов, пинакотека.Знаменитые музеи Ватикана.

Без сомнений музеи Ватикана в эпицентре международного туризма. Они на 5 месте среди самых  посещаемых. Их можно поставить в один ряд с чудесами света. 

Чтобы увидеть все сокровища разных эпох,  нужно запастись удобной обувью и иметь соответствующую физическую подготовку. Маршрут  -  почти 7км,  на посещение понадобиться не менее 5 часов. А если экскурсия рассчитана  на 1.5 часа, да еще все галереи и залы забиты туристами. Что вы реально увидите? Все сожаления и огорчения  путешествия по Италии связаны с  дефицитом времени.
И все же,  но  то,  что увидела,  произвело потрясающее впечатление.  С чего же  началось  это очередное  путешествие в  мир искусства.

Мы находимся  на площади Шишки. Почему такой не типичный образ? Оказывается сосновая шишка,  по античным представлениям,   символизирует  источник жизни. Читала, что этот символ архитектурно объединяет Бельведерский дворец с  Ватиканским.  В связи с этим  опять уместно вспомнить  имя  архитектора Браманте. Он не только строил   Собор Святого Петра, но  разрабатывал другие проекты.

 Название площадь получила  из-за фонтана, увенчанного  сосновой шишкой. Рядом еще одно произведение, но уже современного автора Арнольда Помоддора «Сфера в сфере», по- простому –земной шар. Он полированный, почти зеркальный,  только с одной стороны. Символизирует пагубное влияние человека на природу.   Четырехметровый  шар, вращается, но об этом узнала  позже. Во всяком случае, когда мы фотографировались у сферы и ожидали своей очереди, никто  повернуть его не догадался.

И вот мы у  потрясающих скульптур. Так называемые ниши, где размещены шедевры. «Лаокоон с сыновьями», известный нам по  школьному учебнику истории. 

Скульптура была создана  Родосским мастером в 1 веке. Слышала такую историю, что именно с нее начиналась  бесценная  коллекция  Понтификов. Первенство  за Папой Юлием-2. В  начале 16 века  была найдена скульптура «Лаокоон» и   выставлена в Бельведере.

Но продолжу   знакомить с  прекрасными произведениями, выставленными   в нишах, на которые  были направлены объективы фотоаппаратов. Мы видим легендарных   Аполлона, Гермеса, Персея Кановы. Я не могу не восхищаться этим совершенством форм. 

Здесь же  собака, у которой украли челюсть. Ну,  невероятное варварство. 

Кстати,   во время путешествия  все гиды просили нас держаться за  сумки. Италия криминальная страна. Оказывается,  и в Ватикане были случаю  ограблений туристов. Ну, ничего воришки не бояться. На святом месте  грабят. Наверное, потом грехи рядом отмаливают.  Опять отвлеклась и чуть не потеряла из вида гида. Теперь его почти не слушаю - некогда, когда рядом столько красоты. Это статуи Богов и Героев. 


Кстати,  есть одна из версий,  почему у статуй фиговые листочки. По одной из них,   папа Пий -9  лично отбил  мужские достоинства у героев. Позже   срам прикрыли. Произошла так называемая « великая кастрация» Видимо, папа позавидовал  столь совершенным  мужским достоинствам.


 Кстати, еще одна деталь. Многие Боги и Герои изображены в туниках. Так, чтобы выглядеть привлекательно,  мужчины   в Греции и Риме вынуждены были делать депиляцию. Это  было  больно  и сопровождалось воплями. Когда,  аристократы уставали кричать,   их страдания озвучивали  их рабы. Женщинам такие процедуры не были  нужны. Их наряды прикрывали ноги. 


 В галерее скульптур  гид  обратила  внимание на фигуру  старика.  Он еще  силен, но  кожа начала свисать складками. Как скульптору удалось передать  эти  признаки старения – непостижимо. 
А торс Геракла? Как хотелось остановиться и  любоваться каждым мускулом  совершенного тела. Но, увы, нужно было  поторопиться.








Неожиданной для меня была галерея географических карт. О ее существовании не подозревала. Как пояснила гид, все это реальные карты различных областей Италии 16 века.  40  бывших владений  католической церкви  и важнейших регионов Италии. Есть даже  карты Корсики, Сицилии, Сардинии. Как удалось картографам так точно и детально воспроизвести рельеф и особенности местности. Может быть,  они знали секреты аэросъемки!? Шутка! 


Кроме практической ценности, они еще  и выглядят эстетически привлекательно. Горы и леса выписаны объемно, а моря невероятно синие. Можно  было заметить  корабли, достопримечательности. Удивительной красоты  свод галереи. Это 120 метров  в длину и 6 в ширину прекрасной живописи.


Очередной зал несколько приглушенный. Здесь выставлены редчайшие старинные гобелен и шпалеры.  Большинство  создано  вручную,  некоторые  по эскизам  Рафаэля и его учеников. В основном  это   библейские темы. Некоторые  гобелены таят в себе загадки. Так  вы можете  поймать  взгляд  персонажа с разных сторон. У некоторых невероятный объем, который так же « подшучивает» над вами, вводит вас в заблуждение. Вот такая иллюзия  обмана.


Путешествие в прошлое продолжается. Мы попадаем в апартаменты  могущественного  и ужасного Борджиа.   Говорят, что они были столь шикарными, что после  его смерти,   папы  покинули эти помещения. Только с 1816 года   их стали использовать для хранения произведений искусств, вывезенных Наполеоном и возвращенные после его изгнания. В  1897 году  это достояние Италии  стало доступно  общественности.  И мы опять  в лабиринтах залов и галерей. Пробегает не останавливаясь.  Но есть   те, ради которых некоторые приходят в Ватикан. Это   Станцы Рафаэля.   Станцы- это помещения(комнаты) в  папском дворце Ватикана. Художник   расписывал  их  с учениками. Я  запомнила  только  рабочий кабинет, а может быть,  нам другие и не показывали.  В кабинете 4 фрески, которые помню со студенческих времен.


 Одна  посвящена философии «Афинская школа», вторая  богословию «Диспут. Есть посвящение поэзии «Парнас».  Четвертая иллюстрирует  правосудие «Мудрость, умеренность и сила».  Эти фрески  ценны и  тем, что изображают современников Рафаэля. Микеладжело в образе Гераклита, Леонардо да Винчи в образе  Платона. Аристотель – это сам Рафаэль. На фреске так же был замечен Александр Македонский. Не буду комментировать увиденное. Фрески продолжают восхищать.


А когда   я хотела написать о Ватиканской пинакотеке- так в Италии называют коллекцию произведений живописи, не могла вспомнить, что конкретно видела. В коллекции 460 работ итальянских мастеров разных времен  с12 по 19 век. Это  только произведения на библейские темы.
 В скольких залах из 18 была,  не знаю. Возможно,   в рамках  экскурсии был предусмотрен только обзор. Помню  работу Рафаэля "Благовещение".  

 А так же  «Мадонна  ди Фолиньон» Рафаэля. Это была проба пера  начинающего художника. Его учитель вначале сделал карандашный набросок  фигуры  справа. Рафаэль  сразу начал рисовать фигуру слева.  Учитель признался, что его работа- труд мастера. А его ученика - гения. 

 Признаюсь честно: не помню  какие произведения видела еще в пинакотеке Ватикана. Думаю,   что   обзорная  экскурсия  не позволила  в полной мере насладиться шедеврами. Но меня в Ватикане   ждало  еще одно потрясение –Сикстинская капелла. Но об этом напишу завтра. ТЧ, Италия,  апрель, 2016 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий