вторник, 10 мая 2016 г.

Жемчужина эпохи Возрождения, сокровище Ватикана.Сикстинская капелла и Микеланджело.

Главной сокровищницей, жемчужиной  Ватикана считается Сикстинская капелла. Это  выдающийся памятник  эпохи Возрождения. 

Сикстинская капелла была построена на месте  домовой церкви архитектором  Джоджем Дольче по заказу  папы Сикста -4. Отсюда и ее название.
Строительство приходится на  1473-1481 годы. Вечерняя   служба по случаю завершения росписи  фресок свода  прошла  31 октября  1512 года, такая же служба  была отслужена  31 октября 2012 года  по случаю 500- летия  шедевра Ватикана.

 Сикстинскую расписывали   лучшие итальянские художники: Боттичелли,  Рафаэль, Россели, Перуджино. Но в первую очередь Сикстинская  капелла связана с именем  Микеланджело.
Когда его подвижнический труд по росписи  свода был завершен,  Римский  Папа Павел-3, увидев парящих ангелов, Иисуса, Деву Марию,   упал на колени и начал молиться.

 Микеланджело  посвятил  капелле больше 10 лет с перерывом  в 20 лет. Работать  в качестве художника не хотел, но был вынужден  и,  как человек  одаренный,  совершил невероятное.  Он стал родоначальником новой «скульптурной живописи». Не зная этого термина,  по иллюстрациям,   я это интуитивно поняла.   Фрески  Микеланджело   объемны,  мне  напоминают барельефы. Отсюда такое магическое  впечатление.

Микеланджело   приходилось  работать на  большой  высоте.   Было  трудно и  неудобно. Он сам разработал леса с распорками. Совершенствовал технику росписи по штукатурке. Его ждала и первая неудача,  когда в первый год после дождей штукатурка посыпалась.  Работал практически самостоятельно, все делал сам. Сама капелла  имеет форму прямоугольника  длиной  40.9 метров  шириной 13.4. высотой  20.7 метров. Приходилось писать в неудобной позе,  у  Микеладжело  начались проблемы с позвоночником, он  начал слепнуть. И это в 33 года.

Когда  скульптора пригласили в Ватикан  во второй раз,  новый Папа Павел-3 сказал знаменитые слова: «Я 30 лет шел к  папскому престолу только для того, чтобы  завершить роспись Сикстинской». Если  за первые 4 года  в капелле Микеладжело работал практически бесплатно, то  впоследствии- в течение  6 лет  написания  фрески «Страшного суда» был вознагражден,   ему было обещано  10 раз больше, чем он мог получить за  свои  заказы.  Когда работы были завершены,  Микеланджело было почти 60 лет.  У гениального творца  было много завистников и  недоброжелателей. Микеланджело   все фигуры  писал обнаженными, предпочитая   мужскую натуру. Женщины на его фресках  преимущественно мускулистые. Это был культ обнаженного совершенного тела. «Тело отражение божественного замысла»,- было его главным аргументом.

Во время поездки по Италии  нам показали документальный фильм о Микеланджело. Каждый эпизод  трогал до слез. Нужно еще помнить время, когда жил гениальный скульптор. Анатомию ему приходилось изучать на трупах. На  фреске «Страшный суд»  он даже  изобразил себя на  снятой с грешника коже.   Когда о  его работе  над фреской   нелицеприятно отозвался  приближенный   Папы церемониймейстер  Бьяджо, Микеланджело решил его ославить. Изобразил обнаженным  и дряхлым, обвитым змеем, готовым  откусить его мужское достоинство. Бьяджо пожаловался Папе, на что тот ответил, что он может повлиять здесь на земле,  а  в ином мире  не властен. Через  четверть века  опять начались нападки на  фрески с обнаженными фигурами в капелле.  Был нанят художник, который  прикрыл некоторые фигуры, его  прозвали «штанописец». И даже он не тронул фигуру Бьяджо.

 Многие современники упрекали  Микеланджело  в бедности  декора, отсутствии позолоты. Художник обычно  парировал, что все «святые были не богатыми».
 Многие историки и искусствоведы считают, что  если бы Микеланджело написал только фреску  «Сотворение  Адама»-этого было бы достаточно, чтобы  обессмертить свое имя.

Еще один интересный факт. Микеланджело изобразил Бога престарелым мужчиной с длинными  волосами. Позже этот образ   был взят за образец. Теперь во всем мире Бог именно такой.
Не буду описывать содержание фресок, остановлюсь только на  некоторых выдающихся особенностях и деталях. До посещения Сикстинской  капеллы  я все время думала,  почему фреска  столь раздроблена частями. У свода  47 частей. Каждый эпизод  истории человечества заключен в  геометрическую рамку- картину. Обрамление- гирлянды  из дубовых листьев и желудей. Намек на  герб самого Папы  Юлия -2. Писал Микеланджело  по сырой штукатурке,  отбивая  рисунок, нанесенный углем.

 Создавал фреску  фрагментами.  Таких  реставраторы насчитали  450. Оказывается,  в  этом дроблении,  «фишка»  бессмертного произведения. Если бы  были просто большие одиночные  образы,  они бы подавляли тех, кто внизу. Все фигуры  у художника выдержаны в масштабе.  Такую «расстановку в пространстве»  мог  создать только гений.
«Пропорции  картин во всей массе потолка выдержаны  бесподобно», -это писал о фресках Суриков.

Конечно,  фрески потрясают. В Сикстинской капелле не разрешают разговаривать. Здесь  не просят, а требуют  соблюдать тишину. Запрещена любая съемка. Обычно, всю информацию преподносят гиды заранее. В капелле можно только созерцать.  Живопись, доведенная до совершенства.
И все-таки мне хотелось приблизиться к шедевру, рассмотреть все в деталях. Слишком много метров отделяло меня от  свода. Но чувствовались  мощь и трепет.

Очень символично,  менее, чем за месяц до  посещения Ватикана, когда еще о путешествии не мечтала, держала в руках альбом с  иллюстрациями   произведений  Микеланджело. И вот   это чудо  увидела своими глазами.

Я счастливый человек. Сама себе завидую!  ТЧ, Италия, апрель 2016 года

Комментариев нет:

Отправить комментарий