Главной сокровищницей, жемчужиной Ватикана считается Сикстинская
капелла. Это выдающийся памятник
эпохи Возрождения.
Сикстинская капелла была
построена на месте домовой церкви
архитектором Джоджем Дольче по
заказу папы Сикста -4. Отсюда и ее
название.
Строительство приходится
на 1473-1481 годы. Вечерняя служба по случаю завершения росписи фресок свода
прошла 31 октября 1512 года, такая же служба была отслужена 31 октября 2012 года по случаю 500- летия шедевра Ватикана.
Сикстинскую расписывали
лучшие итальянские художники: Боттичелли,
Рафаэль, Россели, Перуджино. Но в первую очередь Сикстинская
капелла связана с именем Микеланджело.
Когда его подвижнический труд
по росписи свода был завершен, Римский
Папа Павел-3, увидев парящих ангелов, Иисуса, Деву Марию, упал на
колени и начал молиться.
Микеланджело посвятил
капелле больше 10 лет с перерывом
в 20 лет. Работать в качестве
художника не хотел, но был вынужден и, как человек
одаренный, совершил невероятное. Он стал родоначальником новой «скульптурной
живописи». Не зная этого термина, по иллюстрациям, я это интуитивно поняла. Фрески
Микеланджело объемны,
мне напоминают барельефы. Отсюда
такое магическое впечатление.
Микеланджело
приходилось работать на большой высоте.
Было трудно и неудобно. Он сам разработал леса с
распорками. Совершенствовал технику росписи по штукатурке. Его ждала и первая
неудача, когда в первый год после дождей
штукатурка посыпалась. Работал
практически самостоятельно, все делал сам. Сама капелла имеет форму прямоугольника длиной
40.9 метров шириной 13.4. высотой 20.7 метров . Приходилось писать в неудобной
позе, у
Микеладжело начались
проблемы с позвоночником, он начал
слепнуть. И это в 33 года.
Когда скульптора пригласили в Ватикан во второй раз, новый Папа Павел-3 сказал знаменитые
слова: «Я 30 лет шел к папскому престолу
только для того, чтобы завершить роспись
Сикстинской». Если за первые 4
года в капелле Микеладжело работал
практически бесплатно, то впоследствии-
в течение 6 лет написания
фрески «Страшного суда» был вознагражден, ему было обещано 10 раз больше, чем он мог получить за свои
заказы. Когда работы были
завершены, Микеланджело было почти
60 лет. У гениального творца было много завистников и недоброжелателей. Микеланджело все фигуры
писал обнаженными, предпочитая
мужскую натуру. Женщины на его фресках
преимущественно мускулистые. Это был культ обнаженного совершенного
тела. «Тело отражение божественного замысла»,- было его главным
аргументом.
Во время поездки по Италии нам показали документальный фильм о Микеланджело.
Каждый эпизод трогал до слез. Нужно еще
помнить время, когда жил гениальный скульптор. Анатомию ему приходилось изучать
на трупах. На фреске «Страшный
суд» он даже изобразил себя на снятой с грешника коже. Когда о
его работе над фреской нелицеприятно отозвался приближенный
Папы церемониймейстер Бьяджо,
Микеланджело
решил его ославить. Изобразил обнаженным
и дряхлым, обвитым змеем, готовым откусить его мужское достоинство. Бьяджо
пожаловался Папе, на что тот ответил, что он может повлиять здесь на
земле, а
в ином мире не властен.
Через четверть века опять начались нападки на фрески с обнаженными фигурами в капелле. Был нанят художник, который прикрыл некоторые фигуры, его прозвали «штанописец». И даже он не тронул
фигуру Бьяджо.
Многие современники упрекали Микеланджело в бедности
декора, отсутствии позолоты. Художник обычно парировал, что все «святые были не богатыми».
Многие историки и искусствоведы считают, что если
бы Микеланджело
написал только фреску «Сотворение Адама»-этого было бы достаточно,
чтобы обессмертить свое имя.
Еще один интересный факт. Микеланджело
изобразил
Бога престарелым мужчиной с длинными
волосами. Позже этот образ был
взят за образец. Теперь во всем мире Бог именно такой.
Не буду описывать содержание
фресок, остановлюсь только на некоторых
выдающихся особенностях и деталях. До посещения Сикстинской капеллы я все время думала, почему фреска
столь раздроблена частями. У свода
47 частей. Каждый эпизод истории
человечества заключен в геометрическую
рамку- картину. Обрамление- гирлянды из
дубовых листьев и желудей. Намек на герб
самого Папы Юлия -2. Писал Микеланджело по сырой штукатурке, отбивая
рисунок, нанесенный углем.
Создавал фреску фрагментами. Таких реставраторы насчитали 450. Оказывается, в этом
дроблении, «фишка» бессмертного произведения. Если бы были просто большие одиночные образы, они бы подавляли тех, кто внизу. Все
фигуры у художника выдержаны в
масштабе. Такую «расстановку в
пространстве» мог создать только гений.
«Пропорции картин во всей массе потолка выдержаны бесподобно», -это писал о фресках Суриков.
Конечно, фрески потрясают. В Сикстинской капелле не
разрешают разговаривать. Здесь не
просят, а требуют соблюдать тишину.
Запрещена любая съемка. Обычно, всю информацию преподносят гиды заранее. В
капелле можно только созерцать.
Живопись, доведенная до совершенства.
И все-таки мне хотелось
приблизиться к шедевру, рассмотреть все в деталях. Слишком много метров
отделяло меня от свода. Но
чувствовались мощь и трепет.
Очень символично, менее, чем за месяц до посещения Ватикана, когда еще о путешествии
не мечтала, держала в руках альбом с
иллюстрациями произведений Микеланджело. И вот это чудо
увидела своими глазами.
Я счастливый человек. Сама
себе завидую! ТЧ, Италия, апрель 2016
года
Комментариев нет:
Отправить комментарий