Мое
отношение к Флоренции трепетное. Если
бы не программа «Орел и решка»,
напомнившая мне, что есть такой город, наверное, не увидела всю эту роскошь своими глазами.
Однако, писать о Флоренции очень трудно. Много узнала, но мало увидела.
Практически была только одна обзорная экскурсия.
Название «Флоренция»
переводится как «цветущая». Это один из самых красивых городов Италии, колыбель Возрождения,
настоящая сокровищница искусства.
Флоренция подарила миру
гениев: Леонардо да Винчи, Микеланджело,
Челини, Боттичелли, Данте, Петрарку, Джотто, Макиавелли.
Основателем Флоренции считается Юлий
Цезарь. Именно он в 59 году до
н.э организовал у реки Арно поселение легионеров.
За свою историю
Флоренция пережила
войны, набеги, междоусобицы, разруху.
В 9 веке стали развиваться
оружейное, ткацкое, кожевенное производства, банковское дело и
торговля. Расцвет наступил с приходом к
власти Медичи. Сюда стали приезжать
художники, скульпторы, ученые,
архитекторы.
Именно во Флоренции прошлое ощутимо и реально. Например, сохранилось здание, у стен которого Данте писал свою «Божественную комедию» и мастерская
где Микеланджело
вырезал из мрамора своего Давида. Город
был родным для Боккаччо, Брунеллески, Леонардо да Винчи,
Донателло и многих других гениев. Их богатое наследие в галерее Уффици.
Современный итальянский язык
«родился» именно во Флоренции, после написания Данте «Божественной комедии».
Произведение было написано на флорентийском диалекте, а не на латинском языке. Данте
был вынужден покинуть Флоренцию, но когда стал всемирно известным и умер в Равенне,
власти города хотели похоронить его на родине. На что Равенна
ответила: « Не нужен вам был при жизни, не
достанется мертвым».
Мы были у
дома - музея Данте. На
месте, где когда-то находился дом семейства Алигьери.
Были и у церкви Данте и Беатричи. Именно в ней автор «Божественной комедии» увидел впервые –
Беатриче, безответную
любовь всей жизни. Здесь он
обвенчался с Джеммой Донатим.
В каждой части Флоренции
– своя церковь, построенная в оригинальном
стиле. Не знаю, сколько понадобилось бы времени, чтобы увидеть все. Но есть та, что возвышается над всеми.
Купол собора Санта Мария дель Фьоре можно
увидеть со всех точек города. Это одна из самых больших Базилик мира, один из
5 самых грандиозных соборов мира. Ее длина превышает
150 метров ,
ширина 100 метров .
Здесь одновременно может находиться 30 тыс человек. Стены и купол расписаны
великими мастерами. Построена была на руинах древнего храма. Строительство церкви
относится к 1296 году.
В 1375 старую церковь снесли, а
основные работы по строительству были
окончены. Купол возводили почти 15 лет, по новым,
технологиям Филиппо Брунеллески без лесов. Был создан уникальный восьмигранный купол, парящий над стенами
собора. Купол сам по себе был шедевром зодчества. На него пошло 4 мил.
кирпичей, уложенных елочкой. Впервые в Европе использовали персидский метод кладки. Через
100 лет купол украсили фресками.
Собор потрясает своими красками. Фасад выполнен из разных видов цветного мрамора, преимущественно розового
и зеленого. Все это великолепие
дополняют разнообразные
скульптурные композиции. В архитектурном ансамбле прямоугольная колокольня, декорированная нишами. В них статуи,
медальоны, шестигранники- в них
различные библейские сюжеты. Ничего подобного я
никогда не видела. Одно огорчает,
архитектурные памятники так близко расположены, что трудно сделать фотографию и увидеть всю эту
красоту целостно.
Внутри
собор не поражает, но интригует. Здесь и часы, стрелки
которых идут в обратном направлении.
Интерьеры выполнены в лучших традициях итальянской
готики. Нефы со стрельчатыми сводами,
арки, галереи пилястры. Пол сделан из мрамора.
Еще один любопытный архитектурный шедевр Флоренции Бабтистерия Сан-Джованни.
Единственное сооружение, имеющее отношение к античности. В античности на этом месте был храм, построенный по
приказу Юлия Цезаря. Позже здесь возвели
Крестильную. В ней крестили Медичи, Данте… Здесь же произошел
интересный случай. Данте спас младенца,
которого в купели уронил священник.
Теперь здесь ежегодно 21 марта совершается обряд крещения всех, родившихся в последние 12 месяцев. Людей собиралось много,
поэтому пришлось сооружать несколько
ворот.
Наиболее древние бронзовые
двустворчатые двери были созданы в 1330-1336 годах великим итальянским
художником Андреа Пизано. До
этого он уже прославился работой в
соборе в Пизе. За 3 месяца он изготовил восковые формы рельефов, отливку сделал другой знаменитый
флорентийский мастер. Ворота, состоявшие
из 28 панелей, изображали жизнь
Ионна Крестителя и основные добродетели.
Для создания
Северных дверей Бабтистерия был объявлен, первый в истории искусств, конкурс. 7 художникам было предложено создать панели на тему житие Христа
и евангелистов. Победителями вначале были выбраны 2 художника. Брунеллески
предпочли 25-летнего Гиберти. Первый обиделся на всю
оставшуюся жизнь. В результате через 21 год
в 1424 появился истинный шедевр. Бронзовая дверь со сценами
из Нового Завета.
Гиберти были заказаны ворота и для восточного портала. Это 10 золоченных панелей. Места на дверях художнику не
хватило, вот он и разместил фигуры
пророков и в нише. Вначале это было воспринято неоднозначно. Над композицией
художник работал 27 лет. Двери высоко оценил,
спустя 50 лет, Микеланджело и назвал их «Вратами рая».
Интересный факт. Копию «Райских ворот» можно увидеть в Соборе Казанской Божьей
Матери в Санкт- Петербурге.
Демидов подарил слепок ворот Петербургской академии художеств. Отливка была
поручена мастеру Екимову. Он достаточно произвольно разместил «итальянские
картинки», но со своей задачей справился блестяще.
И еще одна достопримечательность со своей удивительной историей.
Флоренция «виновница» синдрома
Стендаля. Именно в этом городе при посещении Церкви Санто-Кроче, писатель
испытал эмоциональный шок. Церковь Санта- Кроче знаменита
фресками Джотто и множеством гробниц великих людей.(около
300).Весь пол в надгробных плитах.
Увиденное произвело на писателя столь сильное впечатление, что выйдя из
церкви, он чуть не потерял сознание. «Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне
показалось, что иссяк источник жизни, я шел, боясь рухнуть на землю…» —
так описал он свои ощущения.
В церкви Санта- Кроче сразу у входа слева
есть надгробие, знакомое многим по
форме. Именно с данной фигуры была снята парижская копия, которая позже была
избрана Америкой для своего национального символа – статуи Свободы.
А вот какое
завещание оставил Микеланджело: «Я отдаю душу Богу, тело – земле, имущество- родным».
У этой
знаменитой церкви- пантеона известных людей, я была буквально несколько минут. В обзорной
экскурсии ее не было. Показана нам была нашим сопровождающим на бегу, перед тем
как уехать из этого дивного города.
Конечно же, Флоренция
–это и знаменитая
площадь Синьории с Палаццо Веккьо, стены которого помнят многие события, сыгравшие важную роль в истории города.
И построен был, как
замок, с бойницами, зубчатыми
стенами, галереей по периметру
здания, откуда можно было поражать врагов. Такая была политическая обстановка.
Это было административное здание. Но
«изюминка» площади: великолепные
статуи, конечно же, все копии, кроме бронзового Персея Чиллини. Это тот, у которого
сзади можно увидеть портрет скульптора.
Здесь же
взирают на современный мир Геркулес и Какуса Бандинелли и
конечно же, знаменитый Давид Микеладнжело ( копии). Вообще
во Флоренции можно найти 3 Давидов
и только один оригинал.
Статуя Давида работы Микеланджело
была установлена на площади Синьории 8 сентября
1504 года. Перевозкой гигантской статуи руководил Леонардо да Винчи. Скульптура была заказана
в 1501 году, весила 6 тонн, выполнена из
монолитного куска мрамора,
добытого в одном из карьеров недалеко от города Каррара. Глыба
почти 40 лет пролежала во
внутреннем дворике Флорентийского собора.
Микеланджело определял
качество мрамора на вкус и по запаху. Если с душком тухлых яиц и соленый
на вкус- пригоден для работы. Эту, кем-то забракованную глыбу, он увидел и создал
шедевр. Даже после завершения работы, Микеланджело еще 4 месяца полировал
статую. Это идеальная скульптура,
но, оказывается, есть и маленький изъян:
из-за нехватки мрамора широкая мышца
спины статуи Давида передана не точно. Я бы на
это закрыла глаза.
Даже первые 20 лет скульптура испытывала серьезные испытания: ее обстреливали повстанцы, в нее даже ударила молния. Давиду во время восстания в 1527 году сломали руку.
Еще больший урон нанесли в 19 веке,
когда чистили. В 1873 году статую перенесли в холл Академии художеств. Ее место на площади
в 1910 году заняла копия. Но
злоключения оригинала не закончились. В 1991 году Давиду отбили палец на левой ноге. В 2004 году к 500-летию
шедевра скульптуру отмыли и торжественно открыли вновь.
На площади
Синьории есть
достопримечательность, которую флорентийцы откровенно недолюбливают и
называют Biancone, что означает «большая белая некрасивая штуковина».
Это Фонтан
Нептуна. Возле него обычно,
собиралась наша группа. В окружении настоящих шедевров,
мне кажется, флорентийцы стали чересчур
привередливыми.
И еще несколько интересных фактов о Флоренции.
Прототип геральдического символа Флоренции является
разновидность ириса, который растет в
окрестностях города.
На многих домах и церквях можно
увидеть шестиконечную звезду-
магендавид. В Италии в средние века такая звезда являлась лишь элементом орнамента.
Галилео Галилей похоронен в окрестностях Флоренции. На его могиле изображено
не главное его открытие – солнечная система, а система спутников Плутона (по
приказу папы). Любопытно, что в день, когда скончался Галилео Галилей (9 января 1642 г .) родился Ньютон. В центре купола Санта Мария дель Фьоре
изображен Галилей с земным шаром.
В течение двух лет во Флоренции творил Ф.М.Достоевский.
Здесь он написал «Идиот».
Что нужно
обязательно сделать в Флоренции.(
рекомендация туристам)
1.Посетить один из самых
больших соборов в мире Санта Мария-дель- Фьоре.
2.Полюбоваться скульптурой Давида Микеланджело.
3.Зайти в церковь Санта Кроче, знаменитую фресками
Джотто и гробницами известных людей.
4.Сфотографировать Понте-Веккьо- самый древний мост города и единственный, сохранивший свой первоначальный вид.
5.Увидеть знаменитые творения Боттичелли, Леонардо да Винчи,
Тициана в галерее Уффици.
6.Потереть рыльце фонтана Поросенок, и по традиции положить в его пасть монетку, загадав желание.
7. Зайти в
церковь Данте и Беатриче, являющуюся
сегодня символом любви.
8.Приобрести на память о городе уникальный сувенир ручной работы
из кожи, золота, или серебра.
9.Отведать местную кухню и знаменитый бифштекс
по-флорентийски.
Купить традиционное вино Кьянти в приземистой пузатой
бутылке , оплетенной лыком.
К сожалению,
и в этом прекрасном городе
похвастаться выполнением
рекомендаций не могу. Мне очень, очень жаль.
Придется вернуться
во Флоренцию.
Во многих городах есть места «исполнения желаний». Есть такое и во
Флоренции.
Это скульптура кабанчика на новом рынке.
Фонтан был создан Пьеро Такка в 1557 году. Это копия античной мраморной статуи, которая находится
в галерее Уффици.
А эта в свою очередь копия еще более древней греческой скульптуры. По преданию: потерешь
пятачок, бросишь денежку, задумаешь
желание и обязательно вернешься
во Флоренцию. Вот
откуда свинки- копилки. И
даже этот ритуал я пропустила: времени не было даже на эту
очередь для фото и денег. Неужели не вернусь в
этот город?
ТЧ, Италия, апрель 2016 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий