пятница, 9 мая 2014 г.

Помогают оценить то, что не замечали.О Приднестровье узнаем больше с проектом КАМАРТ.

Не типичная ситуация, но в  государственный художественный музей в Бендерах  я заглянула накануне закрытия большой экспозиции. Планировала  познакомиться с произведениями наших приднестровских художников  и их коллег из Украины и Гагаузии  бегло, но   не получилось. В пяти залах  выставлены  сотни  произведений. Здесь  представлены   работы участников последнего пленера «КАМАРТ-8», прошедшего в  конце  прошлого года   на севере Приднестровья  в Каменке, Рыбнице и Виннице Украины.  Можно увидеть и другие проекты. 
 Еще  осенью художники разных стран могли  делиться друг с другом самым сокровенным, а сегодня    только об упоминании Украины, становится не по себе. Как все течет и меняется,  и не в лучшую сторону. Несмотря на то, что  экспозиция «КАМАРТА-8» выставляется  не впервые, для меня это были  свежие впечатления. Скажу откровенно-  приятные.


Многие произведения  заставляли задерживаться значительно  на большее времени,  чем я располагала  в реальности.  Не очень поняла,  о каких персональных проектах    объявлялось. Насчет Юрия Салко, Виктора Завьялова, Анатолия  Черевкова  понятно. В нескольких залах была представлена ретроспектива их  творческих работ. 

А вот  относительно Светланы Кожухарь –это  небольшое количество произведений, видимо,  только те, что уместилось в центральном зале. Скажу откровенно,  мне понравились эти  картины, такие непохожие.  Разная манера письма,    разные произведения.  Классическая манера  в «Вечер. Каменка»,  «Знаки времени» и размашистая  крупными мазками   «Осень»,  «Валя Адынкэ».



Открытием для меня стала живопись  Ущаповского. У него изумительные пейзажи. «Обереги Днестра» со  множеством,   позолоченных солнцем,  церквушек.  Великолепная золотая пора в «Дыхание осени». Долго рассматривала причудливое дерево, напоминающее  голову  динозавра или другого чудища,  в работе   «Над Потачком». Картина настроения  «Осеннее марево».




Мастера кисти из  Украины Кравченко и Дрига  с любовью воспели приднестровскую осень. Крупный мазок, преимущественно  желтый с золотом.  Дриги  невероятно хорош в  «Солнце октября»,  «Осень в Рашково», «22 октября +20».   Приковывает внимание и  полотна  гагаузского художника Купавых. Его  масленая живопись «Золотая осень  над седым Днестром» у меня  ассоциировалась с  пастелью  по колориту и стилю. Как падали отблески заката на верхушки деревьев, как  розовело небо. Прекрасная живопись.



Огромное достоинство проекта «КАМАРТ» в том, что он открывает нам глаза на  мир, такой близкий  и узнаваемый  каждым  из нас. Мы вглядываемся  и начинаем замечать то, мимо чего проходили. Вот «Поворот на Каменку», «Осенний день»,   «Король и Королева» Черевкова. А вот «Березки у санатория», скромные  «Сосны» Страсевича.


  О.Иванова сумела увидеть  «Подножие холма»  и передать  все его особенности  совершенно разными приемами в  рамках  одного пейзажа. Частично применил этот прием и в других произведениях «Вечерний  Днестр», «Осенний день».

Кто удивил  на этот раз. Так это  Юрий Салко. Уже привыкла  к его  произведениям,   посвященным православию, религиозным верованиям,  а здесь прекрасные пейзажи, которые мне намного ближе и интересней. Конечно,  флер духовности сохраняется в деталях и названии. «Архангел пролетел» и сразу нисходит на тебя благодать от увиденного, потому что замечаем  православные купола. Еще одна работа «Колокольный звон над  осенним Днестром» и кажется,  что  картина  передает не только свет и атмосферу, но и звуки.  Запомнился «Казачий рубеж у креницы Суворова».

Обратила внимание и на  живопись В. Твердохлебовой. Хороши «Осенние холмы», «Холмы Рашково», «Пейзаж с камнем».Как оригинально смотрится вода с  легкой  пенистой  рябью, такая же  легкая золотистая  волна на деревьях.


С живописью Твердохлебовой  соседствуют пейзажи О. Руденко «У колодца», «Осенняя дорога в Миролюбовке» и Анатолия  Черевкова «Осенний день Подойма». Но это лишь одно из произведений, выставленных в этом зале галерее.  Большая часть,  в рамках  персонального проекта,   представлена в соседнем зале, но об этом  напишу в другой заметке. ТЧ

Комментариев нет:

Отправить комментарий