Не типичная ситуация, но
в государственный художественный музей в
Бендерах я заглянула накануне закрытия
большой экспозиции. Планировала
познакомиться с произведениями наших приднестровских художников и их коллег из Украины и Гагаузии бегло, но
не получилось. В пяти залах
выставлены сотни произведений. Здесь представлены
работы участников последнего пленера «КАМАРТ-8», прошедшего в конце прошлого года
на севере Приднестровья в Каменке,
Рыбнице и Виннице Украины. Можно
увидеть и другие проекты.
Еще осенью художники разных стран могли делиться друг с другом самым сокровенным, а
сегодня только об упоминании Украины, становится не
по себе. Как все течет и меняется, и не
в лучшую сторону. Несмотря на то, что
экспозиция «КАМАРТА-8» выставляется
не впервые, для меня это были
свежие впечатления. Скажу откровенно-
приятные.
Многие произведения заставляли задерживаться значительно на большее времени, чем я располагала в реальности.
Не очень поняла, о каких
персональных проектах объявлялось.
Насчет Юрия Салко, Виктора Завьялова, Анатолия
Черевкова понятно. В
нескольких залах была представлена ретроспектива их творческих работ.
А вот относительно Светланы Кожухарь
–это небольшое количество произведений,
видимо, только те, что уместилось в
центральном зале. Скажу откровенно, мне
понравились эти картины, такие
непохожие. Разная манера письма, разные
произведения. Классическая манера в «Вечер. Каменка», «Знаки времени» и размашистая крупными мазками «Осень»,
«Валя Адынкэ».
Открытием для меня стала
живопись Ущаповского. У него изумительные
пейзажи. «Обереги Днестра» со
множеством, позолоченных солнцем, церквушек.
Великолепная золотая пора в «Дыхание осени». Долго рассматривала
причудливое дерево, напоминающее голову динозавра или другого чудища, в работе
«Над Потачком». Картина настроения «Осеннее марево».
Мастера кисти из Украины Кравченко и Дрига с любовью воспели приднестровскую осень.
Крупный мазок, преимущественно желтый с
золотом. Дриги невероятно хорош в «Солнце октября», «Осень в Рашково», «22
октября +20». Приковывает
внимание и полотна гагаузского художника Купавых. Его масленая живопись «Золотая осень над седым Днестром» у меня ассоциировалась с пастелью
по колориту и стилю. Как падали отблески заката на верхушки деревьев,
как розовело небо. Прекрасная живопись.
Огромное достоинство проекта
«КАМАРТ»
в том, что он открывает нам глаза на мир,
такой близкий и узнаваемый каждым из нас. Мы вглядываемся и начинаем замечать то, мимо чего проходили. Вот
«Поворот
на Каменку», «Осенний день», «Король и Королева» Черевкова.
А вот «Березки у санатория», скромные
«Сосны» Страсевича.
О.Иванова сумела увидеть «Подножие холма» и передать
все его особенности совершенно
разными приемами в рамках одного пейзажа. Частично применил этот прием и
в других произведениях «Вечерний
Днестр», «Осенний день».
Кто удивил на этот раз. Так это Юрий Салко. Уже привыкла к его
произведениям, посвященным
православию, религиозным верованиям, а
здесь прекрасные пейзажи, которые мне намного ближе и интересней. Конечно, флер духовности сохраняется в деталях и
названии. «Архангел пролетел» и сразу нисходит на тебя благодать от
увиденного, потому что замечаем православные купола. Еще одна работа «Колокольный
звон над осенним Днестром» и
кажется, что картина
передает не только свет и атмосферу, но и звуки. Запомнился «Казачий рубеж у креницы Суворова».
Обратила внимание и на живопись В. Твердохлебовой. Хороши «Осенние холмы», «Холмы Рашково», «Пейзаж с камнем».Как оригинально смотрится вода с легкой пенистой рябью, такая же легкая золотистая волна на деревьях.
С живописью Твердохлебовой
соседствуют пейзажи О. Руденко
«У
колодца», «Осенняя дорога в Миролюбовке» и Анатолия Черевкова «Осенний день Подойма». Но
это лишь одно из произведений, выставленных в этом зале галерее. Большая часть, в рамках
персонального проекта,
представлена в соседнем зале, но об этом
напишу в другой заметке. ТЧ
Комментариев нет:
Отправить комментарий