вторник, 20 августа 2013 г.

Хрупкое совершенство. Музей керамики Гардинер в Торонто.

 Коллекции фарфора  видела в разных музеях:   в России,  в Украине,   в Канаде,  Турции. Уникальность музея  Гардинер в  Торонто, в том, что он полностью посвящен керамике и фарфору.


 Его считают "шкатулкой керамических драгоценностей". Здесь собрано более  2900 экспонатов разных  эпох и  стран. .Идея создания принадлежит меценатам Джорджу и Хелен Гардинер,.  Свои двери музей открыл в  1984 году, затем  в 2006-ом был расширен и реконструирован. В этом же году получил Премию за лучшую  архитектуру.    Сегодня это здание напротив Королевского музея обращает на себя внимание. Для его посещения выбрала пятницу. В этот день   с 16.00 вход для посетителей наполовину дешевле. В третью пятницу месяца вообще бесплатный, но  я такую информацию пропустила.

 Я вхожу в светлый просторный современный холл и через несколько минут уже  нахожусь  во власти  такого знакомого и волшебного искусства, как керамика.

На первом этаже  меня окружили  терракотовые божества,  человечки, предметы быта. Здесь  собрана самая большая коллекция  керамики  доколумбовской Америки. Представлена Северная и Южная Америка, Азия.





 С любопытством всматривалась в  сидящие фигурки мужчин,  у которых почему-то отсутствовали половые признаки. Здесь же размещены произведения современных мастеров керамики.




  Переходила из зала в зал и  впечатлялась все больше.Итальянская майолика 15-16 веков, английская фаянсовая посуда 17-18 веков, европейские  шедевры  17 века, Китай и Япония.











Я всегда восхищалась  фарфором, но   теперь стала  настоящей поклонницей этого хрупкого совершенства. Как удалось сохранить эти произведения искусства. Казалось бы простая тарелка с  уточкой, а сколько в ней непосредственности и прелести.
 А эти уникальные  керамические туфельки.

 Великолепные фарфоровые часы со множеством деталей.

 А любимые питомцы,  ослепительные, прекрасные.
 А  шкатулка- заяц.
 Вазы и сахарницы, масленки и  подсвечники, чайнички и  чашечки.   Испытала огромное эстетическое потрясение.














В одной из витрин 18 фигурок. Это оркестр. Все музыканты с различными инструментами. Руки, пальцы- все  вылеплено с филигранной точностью.  Но все это обезьяны в парадных изящных костюмах. У каждой фигурки- свое жесты и характер, все обращены к дирижеру.





В музее нашлось место и для настоящего театра. Создано  две сцены с героями  разных из пьес. Все   фарфоровые персонажи в характерных костюмах. Возможно,  запечатлены и  знаменитые,  для того времени,  актеры-исполнители  главных ролей. Те, кто не поместился на  театральных подмостках, в  стеллажах-витринах. Это отдельные   фигурки и целые композиции. С каким мастерством   они сделаны. Невозможно оторвать глаз.











Несколько иное впечатление от  экспозиции на третьем этаже. Честно говоря,   керамические фигуры  в натуральную величину современного  южноафриканского мастера Кэти Вентер меня напугали.Вспомнила терракотовых воинов Древнего Китая.Представьте  обнаженные фигуры   в основном женщин, которые лежат, сидят, стоят, парят на  тросах в воздухе.



 Терракот  с белым и желтым "напылением " краской. Эффект   глины, подкорректированной временем. Говорят, что такой  вид  приобретает этот материал спустя века в захоронениях. Возможно, это потустороннее  эхо так воздействует.Находиться в  полумраке этого зала одной было просто жутко и не уютно. Говорят Кэти Вентер  создает фигуры на 15%   объемнее, потому что при обжиге и сушке они уменьшаются.Вышла из зала озадаченной.


Кстати, в музее  выставлены   работы нескольких современных экспериментаторов -керамистов.






Интересно, но не сравнить с изяществом,  игрой цветом и светом, филигранностью мастеров прошлых веков.





Впрочем овладеть мастерством  керамики можно здесь, записавшись на курс. Мастер классы проводятся по пятницам для всех желающих. В фойе монитор.  Ролики показывают кропотливую работу с глиной. В   магазине  можно приобрети понравившееся  произведение современных мастеров  и книги.
 На третьем этаже   ресторан. В музее Гардинер можно не только изучать историю искусства керамики, но и получать практические навыки, не только отдыхать душой, но и  прекрасно  проводить время. ТЧ



Комментариев нет:

Отправить комментарий