суббота, 29 декабря 2012 г.

Чудеса мира, зеркало планеты в документальном фильме "Самсара"


Оригинальное, визуальное искусство, документальное, но  не в привычном понимании,  кино.  Музыка, как  фон для медитации и  невероятные, почти фантастические  кадры, не понятно как снятые. Наверное,   такое можно увидеть только из космоса. Новую  полуторачасовую ленту «Самсара» Рон Франке  снимал на 70-ти миллиметровую  пленку в течение 5 лет. Побывал   на 5 континентах,  в 25 странах мира: в  Японии,  Китае, Индии, Бразилии, Мали, Турции, Израиле, Эмиратах, Индонезии, Франции, Намибии.   К сожалению, трудности  с переводом не позволили мне узнать конкретные места съемок,  и  это тоже очень интригует. Нет диалогов, дикторского текста, но это философское кино, передающее сокровенные мысли с помощью смены  планов и кадров,  разной динамики. Иногда это  замедленная съемка, иногда  ускоренная, иногда ближе к фотографии.   Это портреты в различных интерьерах: африканцы с раскрашенными лицами,  юная   пара  с татуажем на всем теле,  прекрасная  африканская мадонна  с двумя детьми на руках и за спиной, мужчина, нежно обнимающий малыша,  троица полураздетых «воинов» с оружием в руках и современные  революционеры.  Эти живые  фотографии  как смысловые связки. «Самсара» в переводе с санскрита- «вечно вращающееся колесо жизни». Режиссер  пытался показать связь человечества с вечностью,  с природой, культурой, историей. Начинается и завершается кинопутешествие в буддийском храме. Ученики склонились над мандалой- сакральном изображением вселенной, которую рисуют с помощью цветного песка. Завершается   видео рассказ  разрушением яркой палитры. Это для того, чтобы завтра все  начать сначала и в этом ключ  к  пониманию главной идеи фильма. Мы путешествуем по разным странам и уникальным природным  красотам. Из  покинутых скальных жилищ,  домов,  разрушенных стихией, попадаем в великолепный храм с росписью  золотом, с хрустальными люстрами, цветными витражами. Здесь происходит  великое таинство - крещение младенцев. Его сменяет великолепная панорама природы:   горы,  пустыни, стихии воды и льда. То их оживляет  горячее светило, то  гасит  ночная мгла.  Африканку со змеящимися  косичками  сменяет урбанистический пейзаж- хитросплетение дорог,  транспортное кольцо, по которому.   в  ускоренной темпе,   мчатся автомобили. С высоты птичьего полета,  напоминающие  маленькие точки.  И новый план:  совершенные архитектурные сооружения в Эмиратах. Сексуальные мужчина на плакате и женщины, спрятанные в паранджу.   Фильм набирает темп, характеризуя  нашу современную жизнь. Невероятно интересные съемки в театре, метро,  на  парковке,  на заводской  проходной, производственном  цехе. Люди-роботы  утилизируют технику, лепят вареники,  убивают и разделывают туши животных, едят, а потом обращаются к пластическим хирургам. Этому миру противопоставлен  мир нищеты и  трущоб. Для маленькой девочки  домом стал обычный шкаф. В это время  заключенные  тюрьмы исполняют почти ритуальный танец. И опять трущобы, колоссальная мусорная свалка, кладбище, оружие, вооруженные  племена.  Опять портрет и боль- ветеран с орденами, но  с опаленным лицом-маской. Ни одного слова не сказано, но все понятно. Но уроки истории извлекли не все.  Насколько  отлажено, четко, синхронно маршируют военные. Как снято, как показано? Завораживающее, но опасное зрелище. А дальше путь в Иерусалим к  стене плача.  Один из потрясающих  эпизодов- намаз во дворе наверное самой большой мечети. Это тысячи верующих преклонивших колени, почти синхронно молящихся. Колоссальные панорамные космические съемки. И вновь солнце, обогнув вокруг света,  освещает буддийский храм. Ученики разрушают  песочную  ритуальную мандалу, чтобы  все начать сначала.
Чудеса мира,  мудрость Вселенной, зеркало планеты. Эзотерика и философия. Красивый, волшебный, потрясающий   фильм. Не пропустите! Т,Ч.

2 комментария:

  1. Да, фильм снят отлично. Правда во много присутствуют отголоски, снятой раньше "Бараки". Ждал от фильма большего, но, скорее всего, наступило пресыщение от подобного рода творчества.
    Твердая четверка!))

    ОтветитьУдалить
  2. А на мой взгляд, это произведение отражает больше социальный аспект, чем Баракский экологический. Эти два фильма при этом абсолютно одинаковы в музыке, качестве и подаче материала. Я этого и ожидал и Рон меня не разочаровал. Профессионал - мастер своего дела.

    ОтветитьУдалить