«Войди, мой гость, стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога…»
Эти строки
наиболее полно отражают
уникальность этого музея, чуть менее века назад дома поэта , дома отдыха творческой интеллигенции. Приюта для людей духовных, островка тепла и света в непростое время.
В картотеке
хозяина усадьбы Масимилиана Волошина более 6 тыс имен. Более 100 известных писателей, художников оставили
воспоминания о встречах в Коктебеле.
Здесь собирался весь цвет русской
интеллигенции первой трети 20века Серебряного века русской культуры. Только
некоторые из имен: Алексей Толстой, В Вересаев,
М Цветаева, Н Гумилев…Это один из самых
известных музеев истории культуры начала века в странах СНГ. Волошин был не
только талантливым поэтом и переводчиком, художником и искусствоведом, литературным и театральным
критиком. Главное он мог увлечь,
поддержать талант. Он считал, что «в каждом человеке скрыт ангел, на которого наросла дьявольская маска, и надо ему помогать ее преодолевать, вспомнить
самого себя». «Никогда не надо ничего
ждать, ни требовать от людей. Но всему прекрасному в них радоваться, как
личному дару». Вот такой альтруизм, наверное, в первую очередь и привлекал людей в
его дом. Есть данные, что в нем в разное
время отдыхало до 400 человек в год. Волошин был сам инициатором
создания такого пристанища для творческих душ. Несмотря на разносторонность
дарований с наследием поэта широкая общественность познакомилась только
после его смерти. Его 100-летний
юбилей со дня рождения стал отправной
точкой для издания произведений. Он был
первым в России поэтом, который
стал популярным в 20-е годы, благодаря
самиздата, отпечатанным листовкам. Даже, я по определению, обязанная
знать творчество Волошина, каюсь,
владею крайне малыми знаниями и
не могла вспомнить ни одной строчки. Обязательно нужно восполнить эти пробелы.
«Владеть
умами» ему было предназначено свыше.
Максимилиан родился в Духов день, когда по поверью Земля
именинница. Ему удалось писать то, о чем он думал. Он уцелел
в гражданскую, не был репрессирован в 20-е, избежал и последующего террора. Но постоянно был под прессингом
системы и даже своих земляков, не
верящих в бескорыстность гостеприимства Волошиных. Он был анархистом в политике и символистом в поэзии.
« Я вижу грустные, торжественные сны,
Заливы гулкие земли глухой и древней,
Где в поздних сумерках грустнее и напевней
Звучат пустынные гекзаметры волны…»
Огромная заслуга Волошина в
том. что он воспел край неизвестный, древнейшую Кимерию
(Коктебель) не только в поэзии, но и в живописи. В доме –музее целый зал
посвящен живописи. Честно говоря, в нем не задержалась. Как и весь степной Крым «пустынный,
опаленный солнцем», для меня объект не привлекательный. Пейзажи не броские, слишком холодные. Но это мое
мнение. Не повезло, и по
известному дому пришлось бродить без экскурсовода и довольствоваться
аннотациями на стенах. Без права сделать снимки. Точнее можно, но за отдельную
плату. Этот коммерческий подход мне тоже не по нраву. Дом-музей работает по старинке,
без современных технологий и
интерактивных средств. Правда, цены за
вход, как и за фотосъемку, веяние нового
времени. Раньше доступ к мировым ценностям был более демократичным.
В
нескольких комнатах первого этажа не
задержалась, а вот рабочий кабинет с
реальными, сохранившимися предметами быта и огромной библиотекой –восхитил. Всего
в музее более 6тыс экспонатов, главным образом благодаря книгам. Многие раритеты с автографами авторов. Во время великой отечественной войны в Коктебеле практически
были разрушены все здания. Сохранилось только 3, дом- музей в том числе. Все
ценности удалось спрятать. У центральной стены
скульптура египетской царицы. У этого экспоната удивительная история.
Этот образ поразил Волошина в музее Парижа. Царица была
поразительно похожа на возлюбленную поэта. Кстати, он был женат дважды и самый
первый брак продлился не долго- год. Чтобы сделать копию, Максимилиан проработал в музее месяц. Такой
был договор. Когда спрятанную скульптуру после войны извлекли из
тайника, ее осветило солнце, и все заметили полуулыбку. Говорят такой
эффект можно было наблюдать и в лунную ночь в доме Волошиных. В кабинете
огромные во всю стену окна. Каждому художнику нужно много света. Но в
полнолуние свет удивительным образом фокусировался на скульптуре и лицо
так же преображалось. Говорят же
что, египетская царица ближайшая
родственница загадочной Нефертити.
В рабочем кабинете Волошина
посмертные маски Пушкина, Гоголя и
самого хозяина дома. Говорят лица сохраняют естественное выражение всего 12 часов после смерти, а потом изменяются.
Так что запечатлеть навеки не так и легко. А вот Волошину сама природа
возвела памятник. На горе, которая видна
из окон усадьбы, высечен величественный профиль поэта. Эту схожесть заметил
и сам Волошин. И похоронен он на горе. Не лауреат, не академик. Это еще
один уникальный факт увековечивания памяти поэта и художника. Такое в советское время
тоже было маловероятно. Современники вспоминают, что Волошин был очень прост в
быту, ходил босиком, в простой широкой рубахе. На голове повязка, как у многих художников.
Максимилиан
Волошин оставил огромное наследие и
главное: добрую память. А вот что мы оставим после себя? Дом, дерево, сына! Это
хорошо! Но оправдывает нашу жизнь несколько
большее. ТЧ
Комментариев нет:
Отправить комментарий