воскресенье, 23 сентября 2012 г.

Дом поэта, тепла и света. Наследие Максимилиана Волошина.


«Войди, мой гость, стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога…»
Эти строки  наиболее полно отражают  уникальность этого  музея,  чуть менее века назад дома поэта , дома  отдыха творческой интеллигенции. Приюта для  людей духовных, островка  тепла и света в непростое время.







 В картотеке хозяина усадьбы Масимилиана Волошина более 6 тыс имен. Более 100   известных писателей, художников оставили воспоминания о встречах в Коктебеле.   Здесь собирался весь цвет  русской интеллигенции  первой трети   20века Серебряного века русской культуры. Только некоторые из имен: Алексей Толстой,  В Вересаев, М Цветаева, Н Гумилев…Это  один из самых известных  музеев истории культуры  начала века в странах СНГ. Волошин был не только  талантливым  поэтом и переводчиком, художником и  искусствоведом, литературным и театральным критиком. Главное он  мог увлечь, поддержать талант. Он считал, что «в каждом  человеке скрыт ангел,  на которого наросла  дьявольская маска, и надо  ему помогать ее преодолевать, вспомнить самого себя». «Никогда  не надо ничего ждать, ни требовать от людей. Но всему прекрасному в них радоваться, как личному дару». Вот такой альтруизм,  наверное, в первую очередь и привлекал людей в его дом. Есть данные, что  в нем в  разное  время отдыхало до 400 человек в год. Волошин был сам инициатором создания такого пристанища для творческих душ. Несмотря на разносторонность дарований  с  наследием поэта  широкая общественность познакомилась только после  его смерти. Его 100-летний юбилей  со дня рождения стал отправной точкой для издания произведений. Он был  первым  в России поэтом, который стал популярным в 20-е годы,   благодаря самиздата,   отпечатанным  листовкам. Даже, я по определению, обязанная знать творчество Волошина, каюсь,  владею  крайне малыми знаниями и не могла вспомнить ни одной строчки. Обязательно нужно восполнить эти пробелы.
 «Владеть умами» ему было предназначено  свыше. Максимилиан  родился  в Духов день, когда по поверью Земля именинница. Ему удалось писать то, о чем он думал.  Он уцелел  в гражданскую, не был репрессирован в 20-е, избежал и последующего  террора. Но постоянно был под прессингом системы и   даже своих земляков, не верящих в бескорыстность гостеприимства Волошиных. Он был  анархистом в политике и символистом в поэзии.
« Я вижу грустные, торжественные сны,
Заливы гулкие земли глухой и древней,
Где в поздних сумерках грустнее и напевней
Звучат пустынные гекзаметры волны…»
Огромная заслуга Волошина  в  том.  что он  воспел край неизвестный, древнейшую Кимерию (Коктебель) не только в поэзии, но и в живописи. В доме –музее целый зал посвящен живописи. Честно говоря, в нем не задержалась.    Как и весь степной Крым «пустынный, опаленный солнцем»,   для меня  объект не привлекательный. Пейзажи  не броские, слишком холодные. Но это мое мнение. Не повезло,  и  по  известному дому пришлось бродить без экскурсовода и довольствоваться аннотациями на стенах. Без права сделать снимки. Точнее можно, но за отдельную плату. Этот коммерческий подход мне тоже не по нраву. Дом-музей работает по старинке, без современных  технологий и интерактивных средств. Правда,  цены за вход, как и за фотосъемку,  веяние нового времени. Раньше доступ к мировым ценностям был более демократичным.



 В нескольких комнатах  первого этажа не задержалась, а вот рабочий  кабинет с реальными, сохранившимися предметами быта и огромной библиотекой –восхитил. Всего в музее более 6тыс экспонатов, главным образом благодаря книгам. Многие  раритеты с автографами  авторов. Во время  великой отечественной войны в Коктебеле практически были разрушены все здания. Сохранилось только 3, дом- музей в том числе. Все ценности удалось спрятать. У центральной стены  скульптура египетской царицы. У этого экспоната удивительная история. Этот образ поразил   Волошина в  музее Парижа.  Царица  была поразительно похожа на возлюбленную поэта. Кстати, он был женат дважды и самый первый брак продлился не долго- год. Чтобы сделать копию,  Максимилиан проработал в музее месяц. Такой был договор.   Когда  спрятанную скульптуру после войны извлекли из тайника,  ее осветило солнце,  и все заметили полуулыбку. Говорят такой эффект можно было наблюдать и в лунную ночь в доме Волошиных. В кабинете огромные во всю стену окна. Каждому художнику нужно много света. Но  в   полнолуние свет удивительным образом фокусировался на скульптуре и лицо так же преображалось.  Говорят же что,  египетская царица ближайшая родственница  загадочной Нефертити. В  рабочем кабинете  Волошина  посмертные маски Пушкина, Гоголя и  самого хозяина дома. Говорят лица сохраняют естественное выражение  всего 12 часов после смерти, а потом  изменяются.  Так что запечатлеть навеки не так и легко. А вот Волошину сама природа возвела  памятник. На горе, которая   видна из окон  усадьбы,  высечен  величественный профиль поэта. Эту схожесть заметил и сам Волошин. И похоронен он на горе. Не лауреат, не академик. Это еще один  уникальный факт  увековечивания памяти  поэта и художника. Такое в советское время тоже было маловероятно. Современники вспоминают, что Волошин был очень прост в быту, ходил босиком, в простой  широкой  рубахе. На голове  повязка, как у многих художников. 

Максимилиан Волошин оставил   огромное наследие и главное: добрую память. А вот что мы оставим после себя? Дом, дерево, сына! Это хорошо! Но оправдывает нашу жизнь  несколько большее. ТЧ

Комментариев нет:

Отправить комментарий