«Рожденный смертным, оставил о себе бессмертную память».
Такая надпись на армянском
языке выбита на белом мраморе саркофага великого русского
художника-мариниста Ивана Айвазовского.
Он для феодосийцев был «наше-все». На памятнике великому земляку скульптора
Гинцбурга написано: «Феодосия- Айвазовскому».
Он внес неоценимый вклад в
развитие города. Способствовал строительству в городе современного морского порта, железной дороги.
Участвовал в раскопках и строительстве музея.
Когда Феодосия испытывала острую нехватку питьевой воды, подарил городу
50тыс ведер воды в день. Предложив городской Думе проложить водопровод из своего имения, находящегося в 25 км от Феодосии. В память об
этом событии по собственному проекту соорудил фонтан Айвазовского. Многие
десятилетия у него была серебряная
кружка с надписью: «Выпейте за здоровье Ивана Константиновича и его родных».
Позже, благодарные потомки
возвели фонтан-памятник «Доброму
гению», с изображением жены великого феодосийца - Анны Никитичны.
Дом, где в семье обедневшего армянского купца родился будущий гений,
сгорел в 1912 году. Но на его фундаменте построен другой, похожий. Недалеко расположена
церковь Св Сергия, возведенная еще в 15 веке. В этой церкви его крестили,
здесь он венчался, его отпевали.
Но,
конечно, главное, чем прославил город, академик 5 академий Европы, живописец
Айвазовский, он подарил горожанам храм
искусств. В то время это была единственная в России галерея одного художника.
Первоначально в ней было 49 произведений, которые постоянно
менялись. Уезжали на выставки и не
возвращались. Их места занимали новые картины. После смерти художника в 1900
году по духовному завещанию галерея была передана любимому городу. Сегодня в двух зданиях находится около 12тыс
произведений морской тематики, в том числе 417
кисти лучшего мариниста. Это самая большая коллекция
живописи Айвазовского. Всего за свою жизнь он написал более 6 тыс произведений.
В
экспозиции произведения практически всех периодов творчества. Здесь и полотна
на мифологические и библейские темы.
Неожиданно для меня, очень хорошие портреты. Я открыла для себя Айвазовского
баталиста. У него потрясающие сюжетные картины
на исторические темы. «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями», «Вход в Севастопольскую
бухту», «Бой в Хиосском проливе»,
«Чесменский бой», «Черноморский флот
перед Крымской войной на феодосийском рейде», «Прибой у крымских берегов», «Севастопольский
рейд», «Суда на рейде», «Корабль 12 апостолов», «Солнечный день», «Море Коктебель»,
«Вид Феодосии», «Восход солнца в
Феодосии» и многие другие. На этих великолепных полотнах прекрасно не только
море, но и корабли. Это своеобразная
энциклопедия истории морского
флота. Как мастеру удавалось передавать
точно и элегантно, реалистически и одновременно романтически эти прекрасные
суда, динамику сражений. Я в очередной раз была потрясена гением художника.
По-моему его рукой вело провидение или высшие силы. Не случайно в 27 лет Указом
царя Айвазовский был причислен к Главному
морскому штабу с правом
ношения мундира этого ведомства.
Живописец
писал и «Великих мира сего». «Наполеон на острове Елена», «Прибытие Екатерины
Второй в Феодосию». В последней меня поразил берег, такой не
ухоженный, простой под ногами
императрицы.
Но ничто человеческое гению не чуждо.
Айвазовский пишет «Вечер в Крыму. Ялта», «Венеция», «Неаполитанский залив в лунную ночь», «Георгиевский монастырь»,
«Море. Симеиз», «Старая Феодосия», целую
серию украинских зарисовок. В них
великолепен не только пейзаж, но гармонично
написаны и жанровые сценки.
Но все же
главное, что по настоящему меня восхищает
в произведениях живописца– это море. Оно, то спокойное,
искрящееся, то
взволнованное, бурлящее. Особенно
потрясает морская стихия «Буря на
северном море», «Кораблекрушение». Помню,
как приковывает внимание «Девятый вал» в Русском музее. Здесь и
драма, и восхищение силой и мощью
морской пучины. В Феодосийской галерее есть удивительная картина триптих, на которой изображено море в своих 3
состояниях «От штиля к урагану». Каюсь, но та, где море бушует, мне
нравится больше. В галерее находится и самое большое живописное полотно Айвазовского «Среди волн».
Его размеры, 282 на 425 см , поражают.
Сколько нужно уложить мазков, чтобы получилось ощущение реальной морской
пучины! Как переданы свет и тени! Кружевная пена! Экспрессия и движение! Переливы
цветов: от серого, голубого, синего,
зеленого до черного. Ведь море не постоянное, меняется как хамелеон. Иногда
невозможно назвать цвет, такого реально
нет в палитре. Его создает художник по наитию, потому, что умеет видеть и
чувствовать. Задаешь себе постоянно вопрос, как писал. С натуры? И находишь
ответ самого мастера. « По памяти и воображению. Движение живой стихии неуловимо для кисти. Писать молнию, порыв
ветра, всплеск волны немыслимо с
натуры». Теперь понимаешь почему Айвазовский мог выбрать любой город мира, а
вернулся на свою родную Феодосию, чтобы
жить морем, видеть его каждый день,
напитываться от него энергией, восхищаться им.
И невольно, ощущаешь невидимую
нить, которая связывает меня с этой
невероятной стихией и
Айвазовским, воспевшем ее лучше всех. ТЧ
Комментариев нет:
Отправить комментарий