пятница, 21 сентября 2012 г.

Добрый гений Феодосии. Айвазовский.


«Рожденный  смертным,  оставил о себе бессмертную  память».  Такая надпись  на армянском языке  выбита  на белом мраморе  саркофага великого русского художника-мариниста Ивана Айвазовского.
 Он для феодосийцев был «наше-все».  На памятнике великому земляку скульптора Гинцбурга написано: «Феодосия- Айвазовскому».
Он внес неоценимый вклад в развитие города. Способствовал строительству в городе  современного морского порта, железной дороги. Участвовал в раскопках и строительстве музея.  Когда Феодосия испытывала острую нехватку питьевой воды, подарил городу 50тыс ведер воды в день. Предложив городской Думе проложить  водопровод из своего имения,  находящегося в 25 км от Феодосии.  В память об  этом событии по собственному проекту соорудил фонтан Айвазовского. Многие десятилетия у него была  серебряная кружка с надписью: «Выпейте за здоровье Ивана Константиновича  и его родных».


 Позже, благодарные потомки возвели фонтан-памятник «Доброму  гению»,  с изображением   жены великого  феодосийца - Анны Никитичны. 
 Дом, где в семье обедневшего  армянского купца родился будущий гений, сгорел в 1912 году. Но на его фундаменте  построен другой, похожий. Недалеко  расположена  церковь Св Сергия, возведенная  еще в 15 веке. В этой церкви его крестили, здесь   он венчался,  его отпевали.

 Но, конечно, главное, чем  прославил город,  академик 5 академий Европы, живописец Айвазовский, он  подарил горожанам храм искусств. В то время это была единственная в России галерея одного художника. 


Первоначально  в  ней было 49 произведений, которые постоянно менялись. Уезжали  на выставки и не возвращались. Их места занимали новые картины. После смерти художника в 1900 году по  духовному завещанию  галерея была передана  любимому городу. Сегодня   в двух зданиях находится около 12тыс произведений морской тематики, в том числе 417  кисти  лучшего  мариниста. Это самая большая коллекция живописи Айвазовского. Всего за свою жизнь он написал более 6 тыс произведений.
 В экспозиции произведения практически всех периодов  творчества. Здесь и  полотна  на мифологические  и библейские темы. Неожиданно для меня, очень хорошие портреты. Я открыла для себя Айвазовского баталиста. У него потрясающие сюжетные картины  на исторические темы. «Бриг «Меркурий», атакованный  двумя турецкими кораблями», «Вход в Севастопольскую бухту», «Бой  в Хиосском проливе», «Чесменский бой»,  «Черноморский флот перед Крымской войной на феодосийском рейде», «Прибой у крымских берегов», «Севастопольский рейд», «Суда на рейде», «Корабль 12 апостолов», «Солнечный день», «Море Коктебель»,  «Вид Феодосии», «Восход солнца в Феодосии» и многие другие. На этих великолепных полотнах прекрасно не только море, но и корабли.   Это своеобразная энциклопедия  истории морского флота.  Как мастеру удавалось передавать точно и элегантно, реалистически и одновременно романтически эти прекрасные суда, динамику сражений. Я в очередной раз была потрясена гением художника. По-моему его рукой вело провидение или высшие силы. Не случайно в 27 лет Указом царя Айвазовский был причислен к Главному  морскому штабу  с правом ношения  мундира  этого ведомства.
Живописец  писал и «Великих мира сего». «Наполеон на острове Елена», «Прибытие Екатерины Второй в Феодосию».  В  последней меня поразил берег, такой не ухоженный, простой  под ногами императрицы.
Но ничто человеческое гению не чуждо. Айвазовский пишет «Вечер в Крыму. Ялта», «Венеция», «Неаполитанский залив  в лунную ночь», «Георгиевский монастырь», «Море. Симеиз», «Старая Феодосия», целую  серию  украинских зарисовок. В них великолепен не только пейзаж, но гармонично  написаны  и жанровые сценки.
Но все  же главное, что по настоящему меня восхищает  в произведениях живописца– это море. Оно,  то спокойное,  искрящееся,  то взволнованное,  бурлящее. Особенно потрясает  морская стихия «Буря на северном море», «Кораблекрушение». Помню,  как приковывает внимание «Девятый вал» в Русском музее. Здесь и драма,  и восхищение силой и мощью морской пучины. В Феодосийской галерее есть удивительная картина  триптих, на которой изображено море в своих 3 состояниях «От штиля к урагану». Каюсь, но та, где море бушует,  мне  нравится больше. В галерее находится и самое большое  живописное полотно Айвазовского «Среди волн». Его размеры,   282 на 425 см,  поражают.  Сколько нужно уложить мазков, чтобы получилось ощущение реальной морской пучины! Как  переданы свет и тени!  Кружевная пена! Экспрессия и движение! Переливы цветов: от  серого, голубого, синего, зеленого до черного. Ведь море не постоянное, меняется как хамелеон. Иногда невозможно назвать цвет, такого  реально нет в палитре. Его создает художник по наитию, потому, что умеет видеть и чувствовать. Задаешь себе постоянно вопрос, как писал. С натуры? И находишь ответ самого  мастера. « По памяти  и воображению. Движение живой стихии  неуловимо для кисти. Писать молнию, порыв ветра,  всплеск волны немыслимо с натуры». Теперь понимаешь почему Айвазовский мог выбрать любой город мира, а вернулся на  свою родную Феодосию, чтобы жить  морем, видеть его каждый день, напитываться от него энергией, восхищаться им.  И невольно, ощущаешь  невидимую нить, которая связывает  меня с  этой  невероятной стихией и  Айвазовским, воспевшем ее лучше всех. ТЧ

Комментариев нет:

Отправить комментарий