пятница, 28 сентября 2012 г.

Как Рахманинов, Равель, Гершвин помогли открыть очередной музыкальный сезон.

Волшебный вечер. Государственный симфонический оркестр открывал свой 18 сезон. Без 15 минут  18.00 у Дворца Республики достаточно многолюдно. Любители классической музыки  в предвкушении праздника, многие с букетами цветов. Неожиданно  появляется первый президент ПМР Игорь Смирнов с супругой и охранником, который несет  большую корзину цветов.  Игорь Николаевич  несмотря на то, что оказался не у дел- выглядит хорошо. В нем есть харизма, которой не хватает нынешнему.  Спешим занять свои места. Зал  практически полон. "Ну, думаю, какой у нас продвинутый и культурный народ". Однако... После небольшого и интересного сообщения  О. Мосейко об исполняемых произведениях, голос из зала совершенно не вежливо просит по короче.  Опоздавшие очень шумно  находят свои места. Но на сцену выходит оркестр и начинается торжество музыки. Исполняют последнюю редакцию Первого концерта для фортепиано с оркестром  Рахманинова, которую   критики назвали "бриллиантовой". Это потрясающая музыка. За роялем дебютантка,  студентка музыкального колледжа. У девушки потрясающе красивая постановка рук.  Наблюдаю за музыкантами оркестра,  как реагируют они. Они слушают, внимательно и доброжелательно. Меня это тоже  радует.  Я не профессионал, не знаю, но чувствую. Возможно не хватает страсти большого мастерства, но в целом,  все прекрасно. Как всегда,  подтянут, корректен, галантен  главный  дирижер Мосейко.  Он, конечно же, самый строгий критик, но никогда не увидишь оценки на его лице.  Он одержим музыкой и  озарением.  Концерт продолжается.  Оркестр- это более  полусотни музыкантов,   исполняют    Мориса Равеля. Необыкновенный французский композитор и необыкновенная музыка.Говорят,  он мог за ночь написать блестящее произведение- отнести его переписчику и уже вечером  оно звучало  повсюду. Так легко  и виртуозно  он написал и исполняемое сегодня произведение. Это тоже  последняя уже оркестровая версия "Паваны, на смерть инфанты".   Это медленный плавный танец и медленная грустная мелодия. Под такую  торжественную музыку танцуют короли, идут  под венец. В  произведении нежность и величавость, пронзительность и  задумчивость.На мой  не слишком искушенный слух оркестр смог передать всю гамму чувств. Один факт из биографии композитора. Уже признанный мастер, Равель  4 раза подавал  на  престижную премию. Но ее получали другие. Их имена в истории музыки не сохранились. Так  всегда ,   таланты при жизни мало ценят.
Совершенно другой  по настроению,  средствам выразительности американец Джордж Гершвин. Кстати,  у него  корни в Одессе, из  увлечений  - джазовая  музыка. Он попросил  Равеля  дать ему уроки композиции.Тот спросил,  каков его  годовой доход. Гершин назвал 100тыс долларов. Великий француз, сказал, что это ему нужно поучиться у коллеги.
В этот вечер в Тирасполе звучала "Кубинская увертюра". Это  уже другой танец- самба, искрометная, темпераментная. Оркестр и с этим произведением справился, что не скажешь о чиновниках, вышедших на сцену. Представительница министерства  в слишком строгом костюме для этого случая, что-то мало внятное, банальное прочитала.  Очень высокая представительница Дворца республики смотрелась хорошо, но говорила опять -таки банальные вещи.  Так, что на   фоне чиновничьего аппарата-  наш оркестр выглядел просто блестяще.  Виват, Мосейка! ТЧ

1 комментарий: