вторник, 31 января 2017 г.

Россия периода перестройки глазами эмигранта.Насколько тема актуальна для современного читателя?

Есть произведения, которые не утрачивают своей актуальности. Их читают представители разных поколений  еще и перечитывают, иногда цитируют. Прочитав очередной политический триллер Эдуарда Тополя  «Московский полет»,  неожиданно сделала вывод, что есть произведения, актуальность которых очень быстро проходит. 

Ну,  кому сегодня интересна СССР периода перестройки,  с ее беспределом. Это время хочется забыть, как кошмарный сон. Ну не интересно это читать и вспоминать  почти 3 десятилетия спустя.  Почему же я все-таки дочитала эту, не интересную  для меня   книгу? Во-первых,  благодаря своему последовательному характеру: ничего не бросать на полпути. Во-вторых, была интересна  наметившаяся любовная  линия, которая, кстати, ничем и не закончилась. 

Продолжу начатую тему. Кому сегодня интересен Горбачев? Да никому. Как впрочем,  не интересен он был большинству населения  в  лихие 90-е. Кому была интересна политическая элита   политбюро времен Брежнева?   Это уже другие  книги Эдуарда Тополя  «Журналист для Брежнева» и «Красная площадь». 

Народ  откровенно подсмеивался над   главой государства. И серьезно  верхушку власти  не воспринимали.  Народ  волновали   бытовые проблемы: как прокормить семью. То, что между собой воевали  разные ведомства, сегодня тоже не интересно большинству. Все было и прошло. Жаль, конечно, честных следователей и  милиционеров, которые  оставались неподкупными и   принципиальными. Из-за этого  были убиты и отправлены в лагеря. Трагический конец  романа «Красная площадь». Этот финал не давал мне покоя несколько дней.


Но  вернусь  опять  к «Московскому полету»,  который,  в  какой-то мере,  перекликается в книгой «Игра в кино».  В одной - автор рассказывает, как  писал сценарии и снимал кино, в другой как искал один из своих  запрещенных фильмов.  

Выскажу не популярную у старшего поколения мысль. А кому нужно это старое советское кино? Безусловно, есть замечательные фильмы,  но,   сколько явно низкопробных, декларативных, лакирующих действительность.  Большинство  из  них  сегодня тоже не актуальны. Смотреть невозможно.  Много пафосной риторики и мало правды. И опять возвращаюсь в лихие 90-е. Эмигрант возвращается через 12 лет  на родину, боится, что  с ним расправится КГБ.  Писатель, драматург Вадим Плоткин должен  представить Россию японским читателям. Материала достаточно, чтобы  рассказать о стране, которая находится  на распутье. Интересно, а будет ли это интересно зарубежным читателям, которые относятся к  русским  не предвзято? Думаю,  злопыхателям – любой негатив- бальзам на душу. А если  взять в  более широком масштабе? Ну,  какая все это мышиная возня. Конечно, беспредел  власти, но и беспредел тех, кто дорвался до гласности, не  владея  элементарной культурой  и интеллектом. Мы все это видели, все это знаем и нам не интересно. Думаю, эти книги  Эдуарда Тополя нужно было читать значительно раньше. Лет 20 назад, как минимум.  Но то, что  Эдуард Тополь мастер слова и  может  так увлечь, что забудешь обо всем на свете, пока  не дочитаешь  последнюю страницу, это  абсолютная правда. 

Поражаешься его детальному изучению той  или   иной проблемы, умению  создать  образы и характеры, закрутить интригу. Но повторюсь, не все произведения я принимаю. Многие возмущают и шокируют до глубины души. ТЧ, январь, 2017 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий