воскресенье, 25 октября 2015 г.

Война, любовь и катастрофа. Китайский "Титаник" Джона Ву. Азиатский стиль и эстетика.

  Давно не испытывала такого эстетического удовольствия, конечно, не от батальных сцен. Это действительно,  художественный фильм  со  своей  азиатской эстетикой, импонирующей моему мироощущению. Фильм сравнивают  с «Титаником»,  «Войной и миром»,  «Унесенными ветром». Возможно и так, но не берусь с этим соглашаться,  пока  не посмотрю  вторую часть «Переправы» культового  китайского режиссера Джона Ву.

 О том, что  у «Переправа» есть  продолжение,  увидела в финальных титрах и была очень разочарована, что не смогу  сегодня узнать какая участь ждет героев. В фильме  умело  переплетены 3   истории.

 Генерал Ли Юньфань влюбляется и жениться на  дочери банкира. Их встреча происходит на балу. 

 Она прекрасна и мучится в тесных туфлях, он  обаятелен и галантен,  ради танца отбрасывает свою трость. Завораживающе красивые  актеры Сон Хе Ге и Хуан Сяомин. От генерала вообще нельзя было оторвать взгляд.  В нем невероятная  харизма.

Еще один герой – врач, художник в мирной жизни. Его девушка японка уехала из Тайваня, и сегодня о ней он ничего не знает. История их чувств, как волшебная сказка. Случайным  образом  обнаруженный дневник и неоконченная партитура- все что напоминает о первой любви. Так же очень хорош Такеси Канесиро, совершенной не европейской красотой.

И еще одна  история лукавства и  страданий:  безграмотной  девушки   из провинции и случайно встретившегося солдата. Девушка работает в госпитале за еду и вынуждена продавать свое тело. Безупречная восточная красавица Чжан Цзынн- самая яркая звезда Китайского кино.

  Фильм  «Переправа»– это поэзия  кинематографа. Потрясающие зарисовки  природы. Первый снег, зеленый луг верника. Шикарные  крупные планы. А чайки,  сопровождающие пароход. И стоп-кадр, фиксирующий героиню  на корабле  в интерьере Шанхая.  Или, выхваченные  в квадраты глаза. Все это потрясающе снято, поддерживает каждый кадр потрясающая музыка.   В конце каждого эпизода блиц-кадр, фиксирующий эмоции героев.

 Это все, что касается  романтических отношений и кажущегося мира или перемирия. 


Но фильм  «Переправа»  рассказывает  и об  одной из трагических страниц истории современного Китая. Первые эпизоды  посвящены войне с Японией. Это очень жестокие  кадры: тела разлетаются в клочья, пули в замедленной съемке решетят тела, огонь сжигает дотла.

 Генерал сам ведет солдат с атаку. Столь же жуткая картина в госпитале.  Даже врач  в отчаянье падает на колени среди  убитых, которым уже не помочь. Потрясающий кадр сверху.  Жестокая картина, но  в  собственной эстетике.

Еще более драматичные эпизоды  гражданской войны. Это совершенно другая война: с собственным народом, который  начинает переходить на сторону  коммунистов. Армия   погибает от неумелого руководства и  от голода. И эту трудную минуту генерал жертвует своим боевым конем, чтобы не потерять бойцов. Трогательная сцена.  Эпизод  на грани- сентиментальности и более высоких эмоциональных  переживаний.  Это  тоже  особая,   азиатская  эстетика и менталитет. А сцена «побратавшихся» во время трапезы  противников? Очень напомнила  мне  нашу  отечественную историю.

Один  из  последних кадров - генерал  уходит в бессмертие-  в ослепительный  белый  свет. И предательские титры: «Продолжение – скоро». И я долго не могу уснуть. Истории не оставляют, волнуют.


Лента  «Переправа» заявлена, как  фильм- катастрофа. Он основан на реальных событиях: гибели  1.5  тысяч человек при столкновении корабля «Тайпинь» в 1949 году. Каким будет китайский «Титаник», надеюсь  узнать в ближайшее время. Об этой  китайской трагедии ничего не знаю. ТЧ, октябрь, 2015 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий