воскресенье, 7 апреля 2013 г.

Ситуация тупиковая. Ответа на поставленный вопрос -нет.Кто поможет Антону?


«Закрытый  показ» Гордона вновь заставил размышлять. Это были тяжелые переживания, как и сам фильм Любови Аркус «Антон тут рядом». Документальная лента рассказывает  о  тех,  о ком мы  стараемся не говорить и не замечать. Пытаемся всячески обойти эту тему, сочувствуем тем,  в семье которых живут  дети, страдающие аутизмом. В нашей стране  такая беда, как тяжкий крест родителей. 
Ситуация, показанная в фильме,  еще более  удручающая. Мать  12 летнего Антона  смертельно больна, у отца другая семья. Становится очевидной  главная мысль  картины «они живы до тех пор,  пока  есть  кому о них заботиться». В нашем мире нет  достойного института поддержки таких больных. Фильм состоит из нескольких глав, нескольких временных отрезков жизни мальчика. Показан   лагерь  на Онеге, где Антон  был по-настоящему счастлив, был полон  необыкновенного внутреннего света.

 Потом был показан жуткий  психоневрологический интернат. Аутизм- такой болезни оказывается не существует. В лечебном учреждении  могут только подавлять, «залечивать» и превращать в «овоща». В поисках выхода,  Антона привозят в  деревню  Светлана. Созданная по западному образцу «община»  не принимает мальчика. Точнее,  все было хорошо,  пока у Антона был друг Давид. Но с его уходом из деревни перед Антоном закрылась дверь в мир людей. Подросток изменился до неузнаваемости, не повзрослел, а постарел за несколько  месяцев. 
 Солнечный ребенок «стал меньше писать, но научился плакать». На некотором отдалении  происходила еще одна трагедия:  одна за другой операции матери и  ее медленное угасание. Единственно, кто интересуется судьбой  Антона  съемочная группа,  сценарист и режиссер  фильма Любовь Аркус. Совместно  помогают обрести отцу и сыну друг друга.  Хотелось бы верить, что Антон «пристроен». Но это скорее  исключение из правил.

Судьба похожих людей не решается. Трудно смотрится фильм. В первой части вообще не понятно, что пытается сказать  герой. Приходится все время обращаться  к титрам. Режиссер из  наблюдателя  превращается в действующее лицо проекта. Читает собственный текст плохо, монотонно. Мало  понятное  вкрапление  писем. Мне кажется, что эту трудную тему можно было бы раскрыть  более художественно  и даже  средствами документального кино.  В рассуждениях дошли до того, что главным  лицом  истории стала камера. Возможно,  опосредовано, но не буквально же.


 Конечно,   фильм вызывает сочувствие, но не жажду деятельности, чтобы все исправить. Скажу честно и искренне: не смогла бы стать волонтером, чтобы помогать страждущим.  Видимо это не в моей натуре. Скорее бы откупилась, как сделало бы  это подавляющее большинство.  Как и происходило на «Закрытом  показе» при обсуждении. 
Серьезная проблема поставлена- но ситуация тупиковая. Сегодня и абсолютно здоровые люди погибают из-за недостатка внимания и любви. «Люди конечны. Люди летают». Как  необычно окружающих определил сам Антон. «Люди бывают добрые, веселые, грустные, хорошие, благодарные, большие и маленькие. Люди   гуляют,  бегают, прыгают, говорят, слушают..».
 Кстати,  история Антона   получила  высокие награды: «Серебряную мышь» за лучший не игровой фильм  на  Венецианском кинофестивале, «Нику» и «Золотого орла». То, что иссякает слезу – ценится весьма  высоко, но меня не покидает тягостное чувство.  Ответа не найдено и вряд ли найдется в нашем   не состоятельном обществе. «Больше спокойствия- меньше света».ТЧ

Комментариев нет:

Отправить комментарий