«Закрытый показ» Гордона вновь заставил
размышлять. Это были тяжелые переживания,
как и сам фильм Любови Аркус «Антон тут рядом». Документальная
лента рассказывает о тех, о
ком мы стараемся не говорить и не
замечать. Пытаемся всячески обойти эту тему, сочувствуем тем, в семье которых живут дети, страдающие
аутизмом. В нашей стране такая беда, как
тяжкий крест родителей.
Ситуация, показанная в фильме, еще более
удручающая. Мать 12 летнего
Антона смертельно больна, у отца другая
семья. Становится очевидной главная
мысль картины «они живы до тех пор, пока
есть кому о них заботиться».
В нашем мире нет достойного института
поддержки таких больных. Фильм состоит из нескольких глав, нескольких временных
отрезков жизни мальчика. Показан лагерь на Онеге, где Антон был по-настоящему счастлив, был полон необыкновенного внутреннего света.
Потом был
показан жуткий психоневрологический
интернат. Аутизм- такой болезни оказывается не существует. В лечебном
учреждении могут только подавлять, «залечивать»
и превращать в «овоща». В поисках выхода,
Антона привозят в деревню Светлана. Созданная по западному образцу
«община» не принимает мальчика. Точнее, все было хорошо, пока у Антона был друг Давид. Но с его уходом
из деревни перед Антоном закрылась дверь в мир людей. Подросток изменился до
неузнаваемости, не повзрослел, а постарел за несколько месяцев.
Солнечный ребенок «стал меньше писать, но
научился плакать». На некотором отдалении происходила еще одна трагедия: одна за другой операции матери и ее медленное угасание. Единственно, кто
интересуется судьбой Антона съемочная группа, сценарист и режиссер фильма Любовь Аркус. Совместно помогают обрести отцу и сыну друг друга. Хотелось бы верить, что Антон «пристроен». Но
это скорее исключение из правил.
Судьба похожих людей не
решается. Трудно смотрится фильм. В первой части вообще не понятно, что
пытается сказать герой. Приходится все
время обращаться к титрам. Режиссер
из наблюдателя превращается в действующее лицо проекта.
Читает собственный текст плохо, монотонно. Мало
понятное вкрапление писем. Мне кажется, что эту трудную тему
можно было бы раскрыть более художественно и даже
средствами документального кино.
В рассуждениях дошли до того, что главным лицом
истории стала камера. Возможно,
опосредовано, но не буквально же.
Конечно,
фильм вызывает сочувствие, но не жажду деятельности, чтобы все
исправить. Скажу честно и искренне: не смогла бы стать волонтером, чтобы
помогать страждущим. Видимо это не в
моей натуре. Скорее бы откупилась, как сделало бы это подавляющее большинство. Как и происходило на «Закрытом показе» при обсуждении.
Серьезная проблема поставлена-
но ситуация тупиковая. Сегодня и абсолютно здоровые люди погибают из-за
недостатка внимания и любви. «Люди конечны. Люди летают». Как необычно окружающих определил сам Антон. «Люди
бывают добрые, веселые, грустные, хорошие, благодарные, большие и маленькие.
Люди гуляют, бегают, прыгают, говорят, слушают..».
Кстати,
история Антона получила высокие награды: «Серебряную мышь» за лучший
не игровой фильм на Венецианском кинофестивале, «Нику» и
«Золотого орла». То, что иссякает слезу – ценится весьма высоко, но меня не покидает тягостное
чувство. Ответа не найдено и вряд ли
найдется в нашем не состоятельном
обществе. «Больше спокойствия- меньше света».ТЧ
Комментариев нет:
Отправить комментарий