пятница, 26 апреля 2013 г.

Проза Бунина и современное кино не для всех.


Редкая птица долетит до середины Днепра, редкий телезритель досмотрит передачу «Закрытый показ». Целый день канал ОРТ может показывать сплошные шоу и слабые во всех отношениях сериалы и фильмы, а  в  полночь  предлагает серьезное кино. Я поступила так,  как и в прошлую пятницу: посмотрела 15 минут до  слипания век, а на следующий день досмотрела  по интернету.  Как судили ленту  молодого режиссера  Александры Стреляной «Суходол» кинокритики,   не знаю. 
Мое однозначное мнение: фильм заслуживает внимания, но уж очень мрачный. Беспросветна жизнь в  провинции  в местечке  Суходол. Серые и безрадостные  вялотекущие будни  тянутся долго и для  хозяев усадьбы и их  дворовых. Долгие месяцы здесь практически ничего не происходит. Сходят с ума не только из-за любви, но и из-за тоски. Сельский врач говорит пациентке,  отчаявшейся Антонине: «Вы предпочитаете быть больной? Это ваш выбор» и ставит диагноз: «слаба  умом».  
Вся картина  снята в темных тонах, ночи подсвечены только  лучиной и фонарями. Именно  в это время суток происходят почти языческие действа, привороты, свадебные обряды, изгоняют бесов. Но «бежать» от неволи «страшнее, чем удавиться». Паломница обращается к  дворовым: «Грозы, дождя, шороха  боись».

 Главная героиня сирота Наталья. Молодая наивная девушка-крестьянка, полна суеверий и страха. За украденное зеркальце  ей остригли волосы, что являлось большим   позором,   и  сослали  на Дальний Хутор. Потом простили и приставили прислуживать  безумной барышне. 
Досталось  безропотной, работящей Наталии сполна и от барыньки и от насильника.  Злу насилия она и противиться не смогла. Ни о чувствах, ни о переживаниях в фильме  не говорится. Каждый эпизод, как отдельный пазл. Вот баня, где замечают беременность Наталии, вот лес,   падение  с косогора и кровь. И заключительные слова, обращенные к героине: «Дитя сбросила- не твое было.  Твое дите на фортепиано». Видимо,  на роду у Наталии написано: присматривать за безумной барышней,  и  этого не изменить.  
 В конце  экранизации повести Бунина «Суходол» усадьба сгорает. Совершенно не ясно, что будет с этим «дворянским гнездом»  и всей деревней  дальше. Полнейшая безысходность. Единственный человек, кто чувствует себя счастливым  –это   странница. «Мне  самой с собой весело». Безумие барышни она описывает достаточно поэтично «Барышня, как белая птица». «У воробышка  головушка  заболела, ножки подломились, по кругу плохо летает». Всех  людей  она считает родней. «Под одним солнышком ходим». 
Хотелось бы  отметить актеров, но трудно быть объективной. Образы,  скорее типажи, маски запоминающиеся и не более.  Этим и ограничусь.

 Благородное дело – экранизация классики. И то, что начинающий  режиссер Александра Стреляная  взялась  за столь трудную задачу,  замечательно.  У ленты есть  стиль, точность передачи времени и деталей. Вопрос в одном: кому будет интересен этот фильм? Много ли найдется почитателей? Что нового откроет он зрителям? Усилит депрессию  тех, кто склонен видеть мир   в темных красках? Нагонит тоску на жизнелюбов? Последнее время  я склонна переосмысливать  отношение к классической  литературе. Не буду делать поспешных выводов, но  в мире так немного радостного  и светлого, что не стоит  подобными фильмами сокращать эти   бесценные часы и мгновения. Т.Ч

Комментариев нет:

Отправить комментарий