Досмотреть фильм Ренаты Литвиновой «Последняя
сказка Риты» до конца во время «Закрытого показа» Гордона не смогла. На ночь, глядя такое кино- противопоказано. Повторила
попытку день спустя, и тоже
было нелегко. Как часто
творческие люди становятся заложниками собственных фантазий и иллюзий. А
Рената
Литвинова «икона стиля» заложница еще и своего оригинального имиджа
образа. Эдакий декаданс в чистом
виде. Это и сильная и слабая стороны
фильма.
Трудно даже определить жанр
ленты. Не столько сказка, сколько
фэнтези на тему смерти. Мы видим потрясающие невероятно
красивые эпизоды: саму Литвинову в образе стильной дамы Смерти. Это и пролог на фоне зимнего пейзажа,
преображение с помощью головного убора,
запись отчета в интерьере старинного дома, фантастическая сцена смерти,
когда железная кровать с Ритой (Ольга Кузина)уходит под землю, становясь на мгновение кладбищенской оградкой. Это и просто дизайнерская сцена Надежды (Татьяны Друбич)на скамье в окружении
воронов.
Эпизод в кафе, когда Рита оказывается за стеклом в обрамлении цветов.
Сцена похорон, напоминающая репетицию с
рефреном «Пора моя девочка. Так надо». Маргарита, явившаяся
подруге во сне в фантастической
дымящейся шляпе из сигарет.
Такое впечатление, что ради этих по-настоящему
художественных образов-метафор и
снимался весь фильм. Все остальное - второстепенно.
Между тем в кино сказке
много реальности: аварийное здание больницы, не работающий 5 лет
телефон-автомат, безразличные врачи, не
считающие происшествием смерть
больных, циничный патологоанатом,
оставивший окурок при вскрытии.
Это и
философские обобщения: об одиночестве,
любви и смерти. Смерть в образе служащей морга откровенничает: «А мне незачем и некому завещать…А мне не с кем поругаться , никто не
спросит, что я думаю». А Смерть по
мнению авторов нужно уважать, она должна
прийти заранее, чтобы подготовить человека…». И выбирает она не каждого,
а Маргариту Готье, «которая влюблена и ее любят». «Интересны только те души, которые
любят, другие не интересны». Конечно
же образ Риты навеян «Дамой с камелией». Но там драма
любви и смерти. В «Последней сказке Риты»
героине не хватает деталей, чтобы завоевать симпатию и сочувствие. Это чувство не может родиться из ничего.
Несмотря на общую фантасмагорию, фильм не без юмора, который порой не замечаешь
в эстетике абсурда. Своих очередных клиентом Смерть ищет со специальным устройством и негодует на
мэра за отсутствие нумерации домов. Сигналы получает с того света. От имени
высших сил Татьяна говорит: «О Коле(возлюбленном) обязательно позаботимся. Он
нам нравится, мы его любим, особенно его душу».
В агентстве «Вечность» приветствуют: «Добро пожаловать в мир
мертвых». И тут же откровенничают: « Урна
в доме- плохо для личной жизни. Пепел не любят мужчины». «Мы всегда
хотим, чтобы всем было хорошо». Смерть
жалуется: «Стали давать не
важные заказы. Сопровождаем со
всей любовью, со всей ответственностью». Что особенно смешно, перевоплотившись в медика Таню, Смерть
подражает людям: курит и ходит на свидания. Как в эстетике декадентства и символизма, Литвинова пытается представить Смерть в виде прекрасной женщины с бокалом
шампанского в руках.
В фильме, мною уважаемая, известная певица Земфира, исполнила такие же абстрактные и абсурдные
песни. Одну на вечеринке пела Рената. Но выглядело это очень
даже фальшиво, как и приукрашенная
встреча с Неизбежным. В фильме заняты очень красивые актрисы: Рената Литвинова, Татьяна Друбич, Ольга
Кузина.
Однако очень трудно
говорить об ярких образах. Скорее
это фото сессия: красивые позы, ракурсы, постановочный свет. Думаю,
кто способен восхититься хорошим планом,
интересным кадром, дизайнерским решением костюма и интерьера- может посмотреть
фильм. Остальным советую не ввергать себя в тоску. ТЧ
Комментариев нет:
Отправить комментарий