воскресенье, 14 апреля 2013 г.

Декаданс и фэнтези на тему Смерти и Жизни.Фильм Ренаты Литвиновой "Последняя сказка Риты".


Досмотреть фильм  Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты» до конца во время «Закрытого показа»   Гордона не смогла. На ночь,  глядя такое кино- противопоказано. Повторила попытку день  спустя,  и тоже  было  нелегко.  Как часто  творческие люди становятся заложниками собственных фантазий и иллюзий. А Рената Литвинова «икона стиля» заложница еще и своего оригинального имиджа образа. Эдакий  декаданс в чистом виде.  Это и сильная и слабая стороны фильма. 


Трудно  даже определить жанр ленты. Не столько сказка, сколько  фэнтези  на тему смерти.   Мы видим потрясающие  невероятно  красивые  эпизоды:  саму Литвинову в образе  стильной дамы Смерти.  Это и   пролог на фоне  зимнего пейзажа, преображение с помощью головного убора,  запись отчета в   интерьере  старинного дома, фантастическая сцена смерти, когда  железная кровать  с Ритой (Ольга Кузина)уходит под землю,  становясь на мгновение  кладбищенской оградкой. Это  и просто дизайнерская сцена  Надежды (Татьяны Друбич)на скамье в окружении воронов. 

Эпизод в кафе, когда Рита оказывается за стеклом в обрамлении цветов. Сцена похорон, напоминающая  репетицию с рефреном «Пора моя девочка. Так надо». Маргарита,  явившаяся  подруге во сне в фантастической  дымящейся шляпе из сигарет. 

Такое впечатление, что ради этих по-настоящему художественных образов-метафор  и снимался весь фильм. Все остальное - второстепенно. 
Между тем  в кино сказке  много реальности: аварийное здание больницы, не работающий 5 лет телефон-автомат, безразличные врачи,  не считающие происшествием  смерть больных,   циничный патологоанатом, оставивший окурок   при вскрытии. 
Это и философские  обобщения: об одиночестве, любви и смерти. Смерть в образе служащей морга откровенничает: «А мне  незачем и некому  завещать…А мне не с кем поругаться , никто не спросит, что я думаю». А Смерть  по мнению авторов нужно уважать,  она должна прийти заранее, чтобы подготовить человека…». И выбирает она  не каждого,  а Маргариту Готье, «которая влюблена и  ее любят». «Интересны только те души, которые любят, другие не интересны».   Конечно же   образ  Риты навеян «Дамой с камелией». Но там драма любви и смерти.  В «Последней сказке Риты» героине не хватает деталей, чтобы завоевать симпатию и сочувствие.   Это чувство не может родиться из ничего.



 Несмотря на общую фантасмагорию,  фильм не без юмора, который порой не замечаешь в   эстетике абсурда. Своих  очередных клиентом Смерть  ищет со специальным устройством и негодует на мэра за отсутствие  нумерации домов.  Сигналы получает с того света. От имени высших сил Татьяна говорит: «О Коле(возлюбленном) обязательно позаботимся. Он нам нравится, мы его любим, особенно его душу». 
В агентстве «Вечность»  приветствуют: «Добро пожаловать в мир мертвых». И тут же откровенничают: « Урна  в доме- плохо для личной жизни. Пепел не любят мужчины». «Мы всегда хотим, чтобы всем было хорошо». Смерть  жалуется: «Стали давать не  важные  заказы. Сопровождаем со всей любовью, со всей ответственностью». Что особенно смешно,  перевоплотившись в медика Таню, Смерть подражает людям: курит и ходит на свидания. Как  в эстетике декадентства и символизма,  Литвинова пытается представить Смерть   в виде прекрасной женщины с бокалом шампанского в руках. 
В фильме, мною уважаемая,  известная певица Земфира,  исполнила такие же абстрактные и абсурдные песни. Одну  на вечеринке   пела Рената. Но выглядело это очень даже фальшиво, как и приукрашенная   встреча с Неизбежным. В фильме заняты очень красивые актрисы:  Рената Литвинова, Татьяна Друбич, Ольга Кузина
Однако очень трудно  говорить об ярких  образах. Скорее это фото сессия: красивые  позы, ракурсы, постановочный свет. Думаю, кто  способен восхититься хорошим планом, интересным кадром, дизайнерским решением костюма и интерьера- может посмотреть фильм. Остальным советую не ввергать себя в  тоску. ТЧ

Комментариев нет:

Отправить комментарий