суббота, 5 декабря 2015 г.

Трагедия казачества более очевидная, позиция более внятная.Новое прочтение книги Шолохова "Тихий Дон".

«Зачем нужно было  в очередной раз экранизировать  шедевр мировой литературы «Тихий Дон» Шолохова? Неужели нет других  авторов, повестей и романов?».  Об этом думала  во время первых серий   новой  версии  романа  режиссера   Сергея  Урсуляка. Вспоминала яркие образы, созданные Петром Глебовым,  Элеонорой  Быстрицкой,  Зинаидой  Кириенко,  Людмилой Хитяевой в  ленте  Сергей Герасимова более полувека   назад. Какие это были яркие личности, запоминающиеся  герои. Невольно сравнивала то, что  видела на экране и  была еще больше разочарована.

Что  задержало у экрана? Безусловно,  великолепная картинка, потрясающие пейзажи реальных мест, где происходили,  трагические для казачества,  события. 

Радовал язык героев,  показанный быт и традиции. 

 Восхищали  картины  смены  времен года, происходящие   на глазах. В фильме  звучало много казачьих песен.  Восхищало, как лихо казаки вскакивали на коней, высоко, как в балете,  перекинув ногу. 

Как трудились на поле. Экранизация достаточно бережно   следовала тексту автора. И это тоже  радовало. Потом стала замечать,  что  я стала  более лояльно относиться к героям в исполнении современных артистов. После   сериала «Мишка Япончик» полюбила   актера Евгения Ткачука.  Мой позитивный настрой    вскоре  отразился и  на  отношении  к   его Григорию Мелехову

Да,  и ростом не вышел,  и не красавец, как  в фильме  Герасимова; в некоторых ракурсах  очень даже страшненький, но  темперамент, характер,  манеры,  отношение к  перипетиям  жизни заставили  ему сопереживать. И я приняла этого Григория.

Очень  хорош в этой новой экранизации был Пантелей Прокофьевич  в исполнении  Сергея Маковецкого. Безусловно, это один их ярких и запоминающихся образов. 

Не забыть этого лубочно красивого, с синими  глазами   деда в интерьере  потрясающей природы.  Он был хорош и в гневе,  и в тревоге,  и в волнениях за сыновей и  когда был горд за своего Гришку. 

А как ушел из жизни,  неожиданно и красиво. Потрясающая картинка,   уносящей его  в вечность  повозки. Панорама космическая. А  как   был трогателен,  когда  горевал вместе с кумом, что не складываются отношения у их детей.  Щемящая   печаль старости.

Хочу отметить, что все старики  Вешенской  в этой картине были потрясающе хороши.

 А вот женские образы  не достаточно   яркими.  Актрисам явно не хватило  мастерства создать  колоритные характеры.  Наталия Коршунова (Дарья Урсуляк) получилась какой - то  поверхностной. В некоторых  эпизодах, как будто позировала перед камерой. 

У Кириенко были утонченность и страсть.    Дарья Урсуляк  не смогла  пробудить во мне   должного сочувствия.

Еще сложнее было воспринимать Аксинью в исполнении Полины Чернышовой.  Хотелось увидеть   яркую, страстную  характерную героиню.  

  В экранизации Урсуляка она просто распутная баба. Ее связь  с Листницким была минутной слабостью, когда случилось горе. В фильме совершенно другая Аксинья и  это меняет отношение не только к ней, но и  к  Григорию. В некоторых фрагментах Аксинья  была хороша, но не было внутреннего содержания, магнетизма и харизмы.

 Одна их запоминающихся сцен: встреча Григория и Аксиньи,  после расставания,  в подсолнухах. Причем они были пожухлые, пережившие свою лучшую пору.

 Разочаровала   меня  и  Дарья Мелехова  в исполнении Анастасии Веденской. Запрещенный прием: сравнивала с Хитяевой. Хорош был   только единственный эпизод на берегу реки. Но когда   Дарья  вошла в воду, особого сострадания  я не испытала.  Это потому,  что характер не был до конца прорисован, не было нужной энергетики, которая захватывает и не отпускает. 

Незаметной  для   меня весь фильм была мать Мелехова (Людмила Зайцева). Не  взволновал и ее рассказ, как  терпела  бесчинства мужа. А вот эпизод, когда впустила  убийцу своего сына в дом,  тронул меня до глубины души. Как и  то,  как открыла сундук с вещами,  приготовленными на смерть,  и умерла без лишних слов.

В  новой версии  «Тихого Дона»  было много потрясающих сцен. Как  в присутствии  старейшин станицы Вещенской   секли казаков.  Жестокая правда  жизни в эпизодах, когда  расправились с  офицерами,  расстреливали  комиссаров.

 Не берусь судить, как показана война. Роман охватывает период 10 лет: Первую Мировую и Гражданскую войну. Что касается братоубийственной  войны,  новая экранизация  показал это противостояние  совершенно в другом ракурсе. Только сейчас в большей мере, чем раньше поняла, как  революция прошлась по судьбам  донского казачества, как  провоцировала раздор, ненависть и смерть, среди тех, кто хотел жить в мире, пахать и сеять. 
Братоубийство, что может быть трагичнее.  Трагедия еще в том, что «сцепились православные». «Для чего такая каша», - рассуждает один из героев. «Лучше  бы без «белых» и «красных». Причем в этом фильме, что одни,  что другие одинаково  пакостили. Михаил Кошевой убивает деда  и сжигает курень. 

Митька Коршунов отыгрывается на женщине и маленьких детях. И нет правых, только виноватые. Ничего человеческого не осталось. В этой  новой версии «Тихого Дона», высказанная позиция относительно происходящего более внятная,  трагедия казачества и народа более очевидная.

И такой же  трагический финал: расстались мы с главным героем Григорием Мелеховым, распластанным, как Христос,  на своем родном подворье. Что с ним  произойдет в дальнейшем - не известно. Амнистию обещают только в мае, но он переплывает Дон, чтобы  увидеть свой дом, все остальное он потерял. Утраты  испепелили его сердце. Есть ли в нем силы бороться и жить,  мы не знаем.


Сериал   «Тихий Дон» начали показывать в воскресенье. Каждый вечер была прикована к телевизору, а потом днем не могла расстаться  с   героями в мыслях. А вечером  вновь проливала  слезы над судьбой  каждого. Достаточно хорошо знаю содержание романа, но  это не останавливало. 

Новый «Тихий Дон» держал эмоционально крепко.  Это говорит о том, что Сергей Урсуляк замечательный режиссер. Он сумел раскрыть  трагедию казачества в новых ракурсах. Лично  я увидела этот переломный период по-новому, скорбела по  загубленному  поколению.  Многим,  не знакомых с  этой страницей отечественной истории,  приоткрылась  завеса. Вернулся  интерес к произведению Шолохова, кстати,  удостоенному  Нобелевской Премии. ТЧ, декабрь. 2015 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий