«Зачем нужно было в очередной раз экранизировать шедевр мировой литературы «Тихий
Дон» Шолохова? Неужели нет других
авторов, повестей и романов?». Об
этом думала во время первых серий новой версии романа
режиссера Сергея Урсуляка. Вспоминала яркие образы,
созданные Петром Глебовым, Элеонорой Быстрицкой, Зинаидой Кириенко, Людмилой Хитяевой в ленте Сергей Герасимова более полувека назад.
Какие это были яркие личности, запоминающиеся
герои. Невольно сравнивала то, что
видела на экране и была еще
больше разочарована.
Что
задержало у экрана? Безусловно,
великолепная картинка, потрясающие
пейзажи реальных мест, где происходили, трагические для казачества, события.
Радовал язык героев, показанный быт и традиции.
Восхищали
картины смены времен года, происходящие на глазах. В фильме звучало много казачьих песен. Восхищало, как лихо казаки вскакивали на
коней, высоко, как в балете, перекинув
ногу.
Как трудились на поле. Экранизация достаточно бережно следовала тексту автора. И это тоже радовало. Потом стала замечать, что я стала
более лояльно относиться к героям в
исполнении современных артистов. После
сериала «Мишка Япончик» полюбила
актера Евгения Ткачука. Мой
позитивный настрой вскоре отразился и на
отношении к его Григорию
Мелехову.
Да, и ростом не вышел,
и не красавец, как в фильме
Герасимова; в некоторых ракурсах
очень даже страшненький, но
темперамент, характер,
манеры, отношение к перипетиям
жизни заставили ему сопереживать.
И я приняла этого Григория.
Очень хорош в этой новой экранизации был Пантелей
Прокофьевич в исполнении Сергея Маковецкого. Безусловно, это
один их ярких и запоминающихся образов.
Не забыть этого лубочно красивого, с
синими глазами деда в интерьере потрясающей природы. Он был хорош и в гневе, и в тревоге, и в волнениях за сыновей и когда был горд за своего Гришку.
А как ушел из
жизни, неожиданно и красиво. Потрясающая
картинка, уносящей его в вечность повозки. Панорама космическая. А как был трогателен, когда
горевал вместе с кумом, что не складываются отношения у их детей. Щемящая печаль старости.
Хочу отметить, что все
старики Вешенской в этой картине были потрясающе хороши.
А вот
женские образы не достаточно яркими.
Актрисам явно не хватило мастерства
создать колоритные характеры. Наталия Коршунова (Дарья Урсуляк)
получилась какой - то поверхностной. В
некоторых эпизодах, как будто позировала
перед камерой.
У Кириенко были утонченность и страсть. Дарья Урсуляк не смогла
пробудить во мне должного сочувствия.
Еще сложнее было воспринимать
Аксинью
в исполнении Полины Чернышовой.
Хотелось увидеть яркую,
страстную характерную героиню.
В экранизации Урсуляка она просто
распутная баба. Ее связь с Листницким
была минутной слабостью, когда случилось горе. В фильме совершенно другая Аксинья
и это меняет отношение не только к ней,
но и к
Григорию. В некоторых фрагментах Аксинья была хороша, но не было внутреннего
содержания, магнетизма и харизмы.
Одна их запоминающихся сцен: встреча Григория
и Аксиньи, после расставания, в подсолнухах. Причем они были пожухлые, пережившие свою
лучшую пору.
Разочаровала меня и Дарья
Мелехова в исполнении Анастасии
Веденской. Запрещенный прием: сравнивала с Хитяевой. Хорош был только единственный эпизод на берегу реки.
Но когда Дарья вошла в воду, особого сострадания я не испытала.
Это потому, что характер не был
до конца прорисован, не было нужной энергетики, которая захватывает и не
отпускает.
Незаметной для
меня весь фильм была мать Мелехова (Людмила Зайцева). Не взволновал и ее рассказ, как терпела
бесчинства мужа. А вот эпизод, когда впустила убийцу своего сына в дом, тронул меня до глубины души. Как и то, как открыла сундук с вещами, приготовленными на смерть, и умерла без лишних слов.
В новой версии
«Тихого Дона» было много
потрясающих сцен. Как в присутствии старейшин станицы Вещенской секли казаков. Жестокая правда жизни в эпизодах, когда расправились с офицерами,
расстреливали комиссаров.
Не
берусь судить, как показана война. Роман охватывает период 10 лет: Первую
Мировую и Гражданскую войну. Что касается братоубийственной войны, новая
экранизация показал это
противостояние совершенно в другом
ракурсе. Только сейчас в большей мере, чем раньше поняла, как революция прошлась по судьбам донского казачества, как провоцировала раздор, ненависть и смерть,
среди тех, кто хотел жить в мире, пахать и сеять.
Братоубийство, что может быть трагичнее. Трагедия еще в том, что «сцепились православные». «Для
чего такая каша», - рассуждает один из героев. «Лучше бы без «белых» и «красных».
Причем в этом фильме, что одни, что
другие одинаково пакостили. Михаил
Кошевой убивает деда и сжигает
курень.
Митька Коршунов отыгрывается на женщине и маленьких детях. И
нет правых, только виноватые. Ничего человеческого не осталось. В этой новой версии «Тихого Дона», высказанная
позиция относительно происходящего более внятная, трагедия казачества и народа более очевидная.
И такой же трагический финал: расстались мы с главным
героем Григорием Мелеховым, распластанным, как Христос, на своем родном подворье. Что с ним произойдет в дальнейшем - не известно.
Амнистию обещают только в мае, но он переплывает Дон, чтобы увидеть свой дом, все остальное он потерял. Утраты
испепелили его сердце. Есть ли в нем силы
бороться и жить, мы не знаем.
Сериал «Тихий Дон» начали показывать в
воскресенье. Каждый вечер была прикована к телевизору, а потом днем не могла
расстаться с героями
в мыслях. А вечером вновь проливала слезы над судьбой каждого. Достаточно хорошо знаю содержание
романа, но это не останавливало.
Новый «Тихий Дон» держал эмоционально
крепко. Это говорит о том, что Сергей
Урсуляк замечательный режиссер. Он сумел раскрыть трагедию казачества в новых ракурсах. Лично я увидела этот переломный период по-новому, скорбела
по загубленному поколению. Многим, не знакомых с
этой страницей отечественной истории,
приоткрылась завеса. Вернулся интерес к произведению Шолохова, кстати, удостоенному Нобелевской Премии. ТЧ, декабрь. 2015 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий