воскресенье, 30 ноября 2014 г.

Состоялся ли диалог у рояля в Тирасполе?Симфоническая музыка-оригинальное исполнение.

Это было интересно тем, кто  серьезно занимается музыкой, а  таким любителям как я,  не очень. 

У музыкантов из Кишинева Анатолия Лапикуса   и Юрия Маховича была благодарная публика. Студенты  музыкального колледжа и учащиеся музыкальных школ, пришедшие на концерт во главе со своими  педагогами. Это были грамотные слушатели, не прерывали  аплодисментами  музыкальные произведения, не шептались о чем-то постороннем  в зале. Они внимательно следили за  виртуозной техникой пианистов.

Этот вечер был посвящен симфонической музыке, в переложении на 2 фортепиано.  Музыкальные произведения не самые популярные, для меня вообще  новые.  Не претендую на серьезную критику,  но слушать такое переложение   было чрезвычайно сложно.  Не помогали даже  зрительные ориентиры.
Перед каждым произведением нас пытались погрузить в нужную атмосферу. Перед «Утесом»   Сергея Рахманинова читали стихи, которые навеяли композитору   тему фантазии. Мне это мало помогало. Возможно,  симфонический оркестр смог бы  произвести большее впечатление на неискушенного  слушателя.

Затем был  Клод Дебюсси. Я пополнила знания истории музыки и биографическими подробностями жизни известного композитора с России Анатолий Лапикус и Юрий Махович исполнили симфонические эскизы,  триптих «Море»: «От зари до полудня», «Разговор ветра с морем», «Игра волн».   И действительно в определенные моменты воображение уносило меня на берег моря. Я видела картину  волнения волн, их бег на берег. Но это были редкие мгновения, когда можно было раствориться в музыке.

После небольшого антракта музыканты предложили произведение Модеста Мусоргского  «Ночь на лысой горе»,  не встретившего  отклика среди  коллег  при жизни композитора. На концерте   Мусоргский звучал  с предварительными комментариями, чтоб слушатели могли зримо увидеть  картинку  шабаша ведьм.

 В финале  прозвучала музыка Анатолий  Лядова. Похоже, что  этот концерт был адресован детской аудитории. Было исполнено «Волшебное озеро»-сказочная картинка,  со множеством  сказочных персонажей: Баба-Яга, Кикимора. Я  пыталась сконцентрироваться на  образах, получалось плохо. Мое воображение – меня подводило. Не могла впасть в детство. Мыслью улетала в более прозаичные материи.

Что порадовало на концерте!? Внимание слушателей. Аплодисменты, цветы. Чувствовалось  уважение к профессии и общая культура Тираспольчан. Зрители не собирались так просто покидать зал и добились исполнения на бис. «Павана» Форе мне запомнилась больше всех произведений. Мое мнение разделили и музыканты, сидящие рядом.


 Так что я унесла с этого концерта? Названия новых произведений? Общее впечатление  о  симфонических произведениях, переложенных на 2 фортепиано? Сложился  ли  у меня диалог с выступающими  артистами? С двумя инструментами, подарившими волшебные звуки.  Не на все вопросы хочется ответить откровенно. Организаторы обещают еще несколько концертов: отрывки из опер и  балетную музыку. Возможно, эти диалоги будут для меня более доступными. ТЧ


PS. Концерт начался минут на 10 позже назначенного времени. В кассе собралась большая очередь, желающих послушать  «Диалоги у рояля». 

Комментариев нет:

Отправить комментарий