Поддавшись эмоциям,
посмотрела новую ленту Никиты
Михалкова «Солнечный удар» в
едином порыве. Фильм мне очень
понравился именно драматичностью сюжета.
Не знаю, что в истории от Бунина, что от Михалкова,
но думаю, что режиссер высказался
относительно событий 1917 года по полной программе. И я в этом с ним абсолютно солидарна.
Возможно, цитаты из фильма не очень точны, но бьют в
самое сердце. «Какую страну загубили?». «А
вот мы и виноваты, мы все это видели, но
думали, что все само собой образуется. Так, что этими руками и сделали».
«Во
что человек верит- то и есть». Потрясающе наблюдение о том, что в
России нельзя никому сделать замечание. «Сделаешь
замечание - тебя и обхают, и в суп
плюнут. За границей по -другому, улыбаются. Плюнут, но на кухне». «У нас
есть Толстой… Чайковский… а с руками
плохо».
Теперь о трагичности и
жестокости власти рабочих и крестьян.
Безоружных не бьют, их топят в барже. Чудовищное и бессмысленное убийство. Конечно, и среди
остатков армии Врангеля, сдавшейся добровольно, были славные, отчаявшиеся сыны
отечества. Но были и доносчики и те, кто расправился с предателем. Не все
подчинились требованию срезать погоны, кто-то остался верен сам себе. А сколько жизнелюбия было в молодом человеке с фотоаппаратом.
Может быть, сама идея
общей фотографии, подразумевала продолжение жизни, но оказалось
совершенно иначе.
А кто палачи? Эта
ненормальная фанатичка комиссарша и ее свита.
Красноармеец Георгий Сергеевич, который
в роковой час вернул часы
своему другу из далекого детства, которым когда-то восхищался. Егорий, служка в церкви,
задававший огромное количество
вопросов.
И здесь главный вопрос, звучащий
в фильме «Как все это случилось?» приобретает особый масштаб трагедии.
Поистине окаянные дни, окаянное время.
Не сразу поняла, что Михалков
соединил 2 разных произведения Бунина «Солнечный удар» и
«Окаянные дни». Однако, вот эту разноплановость и недосказанность как-то почувствовала.
Особенно раздражал герой, неприкаянный
безымянный поручик. Таким и увлечься смешно и позорно. Поэтому вся
эта мелодраматичная историю скорее выглядела, как фарс.
Поручик
даже не узнал имя прекрасной незнакомки. Она у него постоянно
трансформировалась в невесту с
фотографии. А может быть, это была воображаемая невеста? Сцена незабываемой
ночи на меня впечатления не произвела, не было в ней гармонии. «На
меня точно затмение нашло. Солнечный удар». Нужно согласиться, такое
бывает и остается в памяти на всю жизнь.
Стоит отдать должное Никите Михалкову, КАК ХУДОЖНИКУ.
Прекрасные символические сцены. Самые
счастливые моменты жизни героя
происходили на пароходе, финал
жизни опять на воде.
Молодой
поручик переживает расставание
с возлюбленной во второй раз на берегу реки. Вдалеке белеет пароход. И этот потрясающий прыжок отчаянья с кручи.
Интересная метаморфоза с
фотографией. Поручик со своим юным другом фотографируется и договаривается о размещении снимка в витрине. Как только герой
уездный городок покидает,
происходит смена декораций. Такой же не востребованной становится
фотография бывших офицеров, когда
разрушился идеальный мир, потерпела крах Российская империя.
Есть, в ленте «Солнечный
удар», конечно, несколько типичных Михалковских
метафор, которые мне показались излишне сентиментальными или
затянутыми. Шарф, летящий о палубе.
Работа механизмов парохода, показанные навязчиво и не в самые подходящие моменты. Какой-то не обоснованный плагиат с коляской, спускающейся со ступеней. Слишком инфантильная благодарность, разносящаяся по реке из люка, потопляемой, баржи. И эта баржа на дне, закрытая фотографией погибших. У телевизионщиков есть масса приемов, чтобы показать это более кинематографично.
Ничего не написала об
артистах. На мой взгляд, Виктории
Соловьевой вообще не нужно было
что-то играть, просто быть естественной в кадре.
У Мартиныша Калиты была
более сложная задача. Сыграть такого незадачливого героя. У него это
получилось.
Но в целом Никита Михалков подарил нам
нового Бунина, сделал
интересную художественную картину, которая заставляет задуматься и искать ответ
на вопрос: « Как все это случилось?». ТЧ
Комментариев нет:
Отправить комментарий