суббота, 8 ноября 2014 г.

Чем отличаются русские музыканты, хорошие импресарио. Откровения Владимира Спивакова с Соломоном Волковым.

Самой сильное впечатление последнего времени. Моим открытием в 2014 году стал выдающийся музыкант и дирижер Владимир Спиваков. Моя встреча произошла в телевизионном   формате, благодаря  передаче «Владимир Спиваков. Диалоги с  Соломоном Волковым». 4 вечера канал «Культура» радовал  увлекательной беседой  двух умных образованных людей.

Не случайно  профессия дирижер обещает долгую жизнь. Достаточно взглянуть на 70-летнего Владимира Спивакова. Он полон сил, энергии, творческих планов. У него феноменальная память, талант рассказчика,  профессионализм   в музыке и  в чтение поэзии. Его жизнь яркая и насыщенная.
Рассказанные им  истории  хочется запомнить  и   поделиться с другими. Например, как в школьные годы   отец  весьма оригинально проучил сына за  проделки.  Он  отвел Володю в парикмахерскую и распорядился постричь наголо. Позже  его примеру последовали и другие отцы. Так в школе образовался « союз  бритоголовых».
Еще один примечательный эпизод из жизни Спивакова.  Чтобы уметь постоять за себя Володя решил пойти на бокс. На первой же встрече  тренер его   нокаутировал.  Тоже  самое произошло, когда Володя пришел во второй раз. Парня одолевали сомнения, но он рискнул в третий раз и тогда тренер сказал, что это было испытание.  Он   будет заниматься со Спиваковым.  Значительно позже  в Париже полученные навыки  ему помогли защититься от хулиганов, сохранить инструмент и спрятанные в нем деньги, огромную сумму  по тем временам, 55 тыс. $.

С  признательностью и любовью Владимир Спиваков рассказывает о своих педагогах, помнит  свое первое выступление и что  исполнял мазурку. Как его изгоняли из школы, как учился в московском интернате.

В течении беседы с Соломоном Волковым Спиваков постоянно цитировал разных авторов, потрясающе читал стихи.  Этот талант в нем заметил даже режиссер Товстоногов.

«Мы призваны не править, а служить», «Слава и популярность следуют за человеком, как тень». Гюго определил «популярность, как славу, разменянную на  медяки». «Что умирает в человеке последним- профессиональные навыки». Поэтому Спиваков постоянно ежедневно трудится по несколько часов в день.  Не скрывает, что на то, что тратил раньше 15 минут, теперь часы. Укрепляет дух и тело  8кг.. гантелями. «Неописуемый гений скрипки» рассказал об уникальных случаях своей творческой биографии. Например, приехал на концерт. Известный дирижер решил  обойтись без репетиции. И когда на концерте оркестр начал играть вместо  пятого концерта  Чайковского 3, Спиваков чуть было не потерял самообладание. Выручил опыт. Записывал пластинку  этого  произведения. Доподлинно не  известно, но, похоже,  это тоже было испытание. И таких  было не мало.


На одном из концертов во Франции во времена холодной войны с СССР в музыканта швырнули  предметом. Он угодил в солнечное сплетение. Спиваков чуть ли не потерял сознание, но увидев, что  рядом растекается не кровь, а  кетчуп- продолжил игру.

Спиваков- это  целая эпоха. Он был знаком  не только с выдающимися музыкантами, дирижерами, композиторами, но и театральными деятелями, представителями партийной элиты. С вдохновением рассказывал о своих импресарио. И даже  их характеризует:  «хороший импресарио». «Это тот, который любит музыку, любит артистов и ценит их выше, чем  деньги».  Привел пример   талантливого  импресарио, который  знал даже партитуры произведений, которые выручали музыкантов, когда они оставались без денег в чужой стране.

 Потрясающая история сохранения оркестра «Виртуозы Москвы» благодаря зарубежному спонсору. За день открыли визы не только музыкантам, но и всем членам семей, оплачивали квартиры. Есть же меценаты!!! Однако,  через 3 года коллектив распался и возродился значительно позже. По настоянию уже российских властей. Чтобы создать российский национальный оркестр,  Спиваков прослушал  почти 450 музыкантов.  У него своя теория относительно  создания музыкальных коллективов. «Главное  нужно слушать соседа и покрывать его недостатки». Рассказывал, интересные истории, как  приобретались  хорошие инструменты. И здесь тоже помогла случайность. Один бизнесмен в Африке чуть ли не стал жертвой свирепого буйвола. Когда высказал пожелание вложить в Богу угодное дело, Спиваков подсказал. Так купили  итальянский контрабас за 50 тыс. евро. Спиваков заметил разницу между русскими и зарубежными музыкантами. Последние «четко следуют партитур,. русские артисты оставляют кровь на сцене». Они  поддаются  импровизации.

Как искусства  взаимодействуют. Чтобы  произведение прозвучало более ярко, Спиваков придумывает зрительные образы. Например, бал,  партия дам и кавалеров. И это помогает  сыграть вдохновенно и увлечь  весь оркестр. «Часто мастерство плетет заговор против души». Что касается  Спивакова - здесь полная гармония. Он, безусловно, музыкальный гений. Он может  создавать музыку одним взмахом волшебной дирижерской палочки.  Такие приемы  демонстрирует на концертах. А еще  Спиваков любит слушать тишину в музыке.

«Чем отличается мужчина от  Парижа? Париж всегда Париж»
Интересен ответ на  вопрос: Можно ли войти 2 раза в одну реку? А почему бы и нет. Мы все время находимся  в реке жизни».
Только гениальные люди живут мечтой.  Спиваков мечтает, чтобы в доме музыки сохранялась преемственность поколений. Сохранялись фамильные места, как это было в  давние времена, как это принято в   Вене, в Золотом зале.


Спиваков учредил благотворительный фонд для  поддержки одаренных детей. Чаше всего им помогают инструментами,  и это приносит свои плоды. Многие   маленькие гении, потом побеждают на престижных музыкальных конкурсах. «Жизнь человека всегда путь от одной точки  в другую. В одной -герой, в другой- жертва. Человек ищет  гармонию. И музыка в этом ему помогает». «Каждый получает все, что  ему нужно в данный момент».
Диалоги  Соломона Волкова с Владимиром Спиваковым  посмотрела ТЧ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий