понедельник, 6 января 2014 г.

Дыхание жизни. Невероятный мир, показанный Роном Фрике. "Барака" о красоте природы и людей.

Это  моя вторая встреча с оператором и режиссером Роном Фрике. Первой была лента «Самсара». В «Барака» использован тот же прием. Это повествование  без комментариев,  посредством  только уникальных кино материалов о  мире людей и природы,  с помощью живых звуков, ритуальных танцев и музыки. 
Жанр этого кино трудно определить. Это документалистика,  но без ссылок, где происходит действие, где снято. Философско-этническое произведение.  Эссе на экологическую тему. А,  впрочем,  это и не важно.  Широкоформатная камера ведет  нас по жизни разных стран  и народов. Это оригинальный рассказ о  планете Земля, чудесах природы, племенах и этносах. 


«Барака»  переводится, как «благословение», «дыхание жизни». Дыхание жизни во всем, что касается невероятной красоты природы.  Это  снежные вершины величественных гор,  буйство тропической растительности,  причудливые скалы,   огнедышащие кратеры вулканов, неукротимые реки, стремительные водопады,  опасные  каньоны. Над всем этим разнообразием  одно невероятное звездное небо, одно на всех. 
И мудро взирающую на нас обезьяну,  и   повидавшего жизнь  хамелеона,  и людей всей планеты, независимо от верований и социального положения. Утро планеты начинается в храме.   Мы  видим самые величественные культовые сооружения мира. 

 Наблюдаем,  как молятся  буддисты, православные, мусульмане,  католики, представители индуизма и иудаизма. Поразительная деталь: у Стены Плача стоит юноша в военной форме с  оружием. Свое право помолиться  у святыни израильтяне  заслужили.
Самыми яркими впечатлениями фильма «Барака» стали ритуальные танцы разных племен.

 Танцоры могла ввести в транс не только своих сородичей, но и зрителей. Великолепная  операторская работа. Вспоминается невероятный танец рук  множества сидящих мужчин и синхронные движения  взрослых и детей в танцевальной  змейке.  
Трудно забыть высоченные прыжки  представителей одного из племен. Кто выше, тот и самый достойный.  В унисон,  чемпиону по прыжкам,  набирающий амплитуду,  раскачивающий,  колокол в  буддистском храме. Невероятно логичные и гармоничные переход от  одного эпизода к другому.  Четко очерченный силуэт головы  буддиста  трансформируется  в расщелину в скале. 
Древние рисунки на скалах воспроизводят на своих телах  представители разных плен. Это филигранная роспись, секреты которой передают из поколения в поколение. 



Камера запечатлевает не только невероятные пейзажи, но и в,  иссушенном  временем,   дереве показывает  первозданную прелесть. Не так пугает  гром и буйство природы, как  звук пилы, расчленяющей дерево.  Кажется, что рана кровоточит, а потом  могучий исполин падает, расщепляя древесину на волокна, как на женском головном  уборе  аборигена. Как только дерево сломлено в него ринулась армия жучков. Так же угрожающе, источая  клубы дыма, горит нефть.

 Мир людей - мир  невероятных контрастов. Эту тему нужно выделить особо. Это каменные джунгли, трущобы без рам и стекол, свалки, где ищут себе пропитания  сотни людей. Это миллионы вечно спешащих горожан на улицах, в транспорте, в супермаркете,  показанных в режиме ускоренной съемки. Это монотон  табачного производства и птицефабрика,  на конвейере которой,  сортируют  и метят цыплят.  Это  наркоманы и проститутки, а потом танец японских гейш с выбеленными,    бесстрастными   лицами-масками. Человечество предпочитает ничего не замечать.

Потом кладбище самолетов и длинные коридоры  концлагеря. Как укор бесконечный  иконостас из фотографий,  замученных узников. Обувь, черепа, кости. Такие же белые  снаряды на полигоне военных. Кто-то еще  только готовится стать  разрушителем. Но разрушений в мире достаточно. Это и затерянный в джунглях, поросший мхом,  храм, и   поверженные на землю скульптуры египетских богов и колонны. 
Жизнь не вечна. Об этом напоминают погребальные костры Индии.  По ним звонит колокол, но в другой стране.
 Рон Фрике вновь возвращает нас в храмы, невероятные по красоте. Это опять  православные, католические, и мусульманские святыни. Это невероятный ритуальный танец турецких дервишей. 
Это свечи на воде в память об ушедших,  и опять рассуждающий о вечности  буддистский монах. 



И бесконечное звездное небо,  одно на всех.
 Особенностью киноязыка  Рона Фрике - это  широкоформатная съемка, особый растянутый кадр,  прекрасный монтаж, почти  портретная  фотография отдельных образов. Это мужчины,  женщины, дети. Прекрасные лица, как будто позирующие для вечности.



Съемки проходили 14 месяцев в 24 странах мира. Единственно, чего мне не хватало в фильме – это знаний, где конкретно снимались кадры. Сопровождения в титрах было явно не достаточно. Хотелось не только получать удовольствие от увиденного, но и получать  крупицы знаний об окружающем нас мире. Замечательный фильм,   не утративший своей  оригинальности и  спустя 20 лет со времени выхода на экраны. ТЧ

Комментариев нет:

Отправить комментарий