«Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина. Она,
Одной ногой, касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг
летит,
Летит, как пух из уст Эола,
То стан совьет, то разовьет
И быстро ножкой ножку бьет…»
Известные строки Пушкина из романа «Евгений Онегин». Да Пушкин любил балет и то, что спустя пол века, после написания романа, была создана опера на музыку Чайковского, было естественно. А вот премьера балета состоялась не на родине, а в Штутгартском театре в 1965 году.
«Онегина» поставил англичанин южно -африканского происхождения
Джон Крэнко ( John Cranko). Только в 1972 году
балет увидели в СССР. На сцене Большого театра «Онегин» был поставлен
только в 2013 году. Лавры первенства, к
сожалению, были не Родине
великого поэта.
Я впервые увидела балет «Онегин» в Торонто в ноябре
2023 года. Он меня восхитил с первой минуты. На
прозрачном занавесе прочитала: «Евгений Онегин». Я не сразу поняла, что написано на русском языке с широким росчерком Пушкина, а далее более…
На прозрачном занавесе
очередной сцены тоже были строки, написанные характерным почерком русского
гения.
В первой же сцене нас приветствовали, березки. Такой близкий
сердцу русского пейзаж. Это трепетное отношение к первоисточнику сразу
настраивало на позитивную волну.
Но меня все время волновал
вопрос: «Как можно танцевать под оперную
музыку?» В программке значился
Чайковский. На протяжении всего балета звучала прекрасная, узнаваемая музыка. Я поражалась, как она гармонично передавала действия, чувства героев и была хореографически точной. Оркестр исполнял Чайковского великолепно. Аранжировщик и дирижер Kurt-Heinz
Stolze.
«Каким величайшим гением был Чайковский», - эта мысль постоянно крутилась в голове. Я
просто растворялась в этой музыке, но
это точно не была опера «Евгений Онегин». Только потом я узнала, что для балета
были подобраны другие произведения Чайковского. Музыкальную основу составили фортепианные и оркестровые
произведения. Это цикл «Времена
года», опера «Черевички»,
симфоническая фантазия «Франческа де
Римини», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». Композитор Штольц считал, что такие произведения помогли
раскрытию замысла Пушкина
в танцевальных формах. « Это было первое в истории мирового
балета обращение к пушкинскому роману, опередившее русский театр».
Дух романа в балете передан с большим уважением к русской классике и к русской культуре. Балетмейстер Джон Кранко ( John Cranko)-представитель неоклассического направления в хореографии. В «Онегине» нет пантомимы и излишней слащавости. Танец красивый и даже изысканный. Особенно хороши дуэты. Игривый - Ольги и Ленского, наполненный чувствами - Татьяны и Онегина. Дует на балу Татьяны и Гремина это уважение друг к другу и достоинства.
Некоторые поддержки в дуэтах
трудно с чем-то сравнить. Они не только технически сложные, но и
невероятно эффектные. Это настоящие
открытия в балетном жанре.
Трудно забыть сцену «Письмо
Татьяны», когда главная героиня всю ночь пишет, обращаясь к образу Онегина,
который вдруг появляется в зеркале. И как наваждение, девичьи грезы, заключает
ее в объятия. Прекраснейшие нежные
чувства просыпающейся любви.
А прозрачный
занавес в воспоминаниях Онегина
тоже оригинальное решение. Сцена Ленского перед дуэлью, его прощание с жизнью,
высокого эмоционального накала. Гениально
задумано.
Восхитительное финальное
па-де-де Татьяны и Онегина. Невероятный накал страстей. Страсти Онегина и борьба с чувствами -
Татьяны.
Ну, как не вспомнить Пушкина: «Я Вас люблю, к чему
лукавить, но я другому отдана. Я буду
век ему верна…»
Однако, здесь видим несколько иное прочтение произведения. Это не трагедия «лишнего человека» Онегина, а трагедия
Татьяны, чье сердце разбито. И даже сильнее, чем в юности, когда она была
совсем юной и не понимала еще силы
страсти, а была только во власти романтических иллюзий. Хочется отметить
артистов балета. В целом впечатление настолько хорошее, что даже не хотелось замечать некоторые
шероховатости при исполнении сложных прыжков и вращений. Труппа
национального канадского балета интернациональная. В спектакле
были заняты: Naoya Ebe, Keaton
Leier, Stephanie Hutchison,Koto Ishihara, Emerson
Прекрасный кордебалет.
Танцы на балах в деревне и в столицах восхищают
своей мощью и выразительностью. Пожалуй, единственное мое возражение- это стилизация
танцев народного гуляния в
деревне Лариных. Как бы не
подгоняли народный стиль под балетный жанр, но в танцах крестьян было
все: и шаги болгарского и молдавского танцев, но мало из русских плясок. А вот
на балах, кроме пародий на общество немощных стариков, все было шикарно. Высокие поддержки,
интересные проходки, неожиданные изменения рисунка танца. Невозможно глаз оторвать. В достижимом
эффекте значительная роль принадлежит художнику по костюмам. Это игра цветов, блеск и
роскошь покорили публику.
Не могу не выразить восторга
относительно декораций. Эти грандиозные люстры на балах и свеча в комнате
Татьяны. Место дуэли под покровом
дымчатого занавеса. Воссоздание
усадьбы в деревне и дворца
знатного вельможи. Это все заслуга волшебника сцены- художника и декоратора- Santo Loquasto.
По
словам Хоуп Мьюир, посвятившей себя танцу: « Онегин» — это пример того, когда
все звезды сошлись: музыка, дизайн и хореография сплелись воедино в этой
невероятной истории. Просто от этого никогда не устанешь».
ТЧ, Торонто, ноябрь 2023 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий