Со сказкой Карла Гоцци "Принцесса Турандот" была знакома по спектаклю театра Вахтангова. На знаменитом спектакле вахтанговцев я была очень давно. Это был утренний спектакль. То ли артисты еще находились в сонном состоянии, то ли я что-то не поняла, но весь юмор, импровизации не веселили. Спектакль категочески не понравился. О том, что есть опера "Турандот" даже не подозревала. Она только частично была написана Джакомо Пуччини. Дописана была Франко Альфанотак на основе оставшихся после смерти Пуччини, черновиков.Но были и другие варианты, написанные разными композиторами. Премьера оперы "Турандот" состоялась 25 апреля 1926 года.
События происходят в древнем королевстве Пекин. Первоисточником сказки являлась Персидская поэма 12 века. Не буду пересказывать содержание. Но в ней много жестокости, безжалостности, непростое завоевание любви. Что касается музыки, критики считают, что это не типичная опера для Пуччини. В "Турандот" композитор резко нарушил традиции камерности, лиричности. Здесь звучит большой хор, который исполняет произведения приближенные к ораториям. Тема народа в массовых хоровых сценах. В опере есть другие темы: "ледяная"-принцессы, "героическая"-Калафа, "комическая" и "циничная" - министров, "романтическая" - Лиу.
В опере "Турандот" блистали: Монсеррат Кабалье и Лучано Паваротти. Паваротти, популязирующий классику, исполнял Nessun dorma из оперы "Турандот" перед чемпионатом мира по футболу 1990 года.
Но то, что я увидела в Торонто, было совершенно шокирующим. Оперу "Турандот" поставил Роберт Уилсон, которого считают "выдающейся фигурой в мире экспериментального театра" . Я вроде бы и не противник экспериментов, но все представленное было выше моего понимания. Я это охарактеризовала, как Пуччини в пучине футуристического эксперимента. Все персонажи в статике, маски, реально, вместо лиц, позы- вместо движений. Персонажи не смотрят друг на друга. Стоят на расстоянии вытянутой руки, даже влюбленные. А это скромнее, чем в индийских фильмах. Все напоминало театр теней, только все было ярким колоритным. Преобладали 2 цвета: красный и черный. Костюмы: их формы, объемы, цвет восхищали только в первых сценах, потом хотелось убежать. Поражала выносливость певцов, которым приходилось двигаться, как куклы, зависать на воздушных качелях и высоких платформах.
Как можно было петь в таком антураже. Пели на итальянском, можно было почитать титры. Но зрители перестали восхищаться музыкальным шедевром Пуччини, не до этого было. Восхищало только инновационное визуальное мастерство, дизайн проекций, вспышки насыщенного цвета, формы костюмов, чистые и гладкие линии декораций. Это была какая-то, не знакомая мне, кодифицированная эстетика.
Как позже где-то прочитала, что такой стилизованный стиль китайского искусства, использовался художниками в Европйкой живописи. "Шинуаэри"--называется. Это все, конечно, прекрасно, но что-то главное пропало, исчезло, оставило равнодушным. Так, что инновации сыграли злую шутку с "Турандот".
ТЧ, Торонто, октябрь 2019( из неопубликованного раннее)
События происходят в древнем королевстве Пекин. Первоисточником сказки являлась Персидская поэма 12 века. Не буду пересказывать содержание. Но в ней много жестокости, безжалостности, непростое завоевание любви. Что касается музыки, критики считают, что это не типичная опера для Пуччини. В "Турандот" композитор резко нарушил традиции камерности, лиричности. Здесь звучит большой хор, который исполняет произведения приближенные к ораториям. Тема народа в массовых хоровых сценах. В опере есть другие темы: "ледяная"-принцессы, "героическая"-Калафа, "комическая" и "циничная" - министров, "романтическая" - Лиу.
В опере "Турандот" блистали: Монсеррат Кабалье и Лучано Паваротти. Паваротти, популязирующий классику, исполнял Nessun dorma из оперы "Турандот" перед чемпионатом мира по футболу 1990 года.
Но то, что я увидела в Торонто, было совершенно шокирующим. Оперу "Турандот" поставил Роберт Уилсон, которого считают "выдающейся фигурой в мире экспериментального театра" . Я вроде бы и не противник экспериментов, но все представленное было выше моего понимания. Я это охарактеризовала, как Пуччини в пучине футуристического эксперимента. Все персонажи в статике, маски, реально, вместо лиц, позы- вместо движений. Персонажи не смотрят друг на друга. Стоят на расстоянии вытянутой руки, даже влюбленные. А это скромнее, чем в индийских фильмах. Все напоминало театр теней, только все было ярким колоритным. Преобладали 2 цвета: красный и черный. Костюмы: их формы, объемы, цвет восхищали только в первых сценах, потом хотелось убежать. Поражала выносливость певцов, которым приходилось двигаться, как куклы, зависать на воздушных качелях и высоких платформах.
Как можно было петь в таком антураже. Пели на итальянском, можно было почитать титры. Но зрители перестали восхищаться музыкальным шедевром Пуччини, не до этого было. Восхищало только инновационное визуальное мастерство, дизайн проекций, вспышки насыщенного цвета, формы костюмов, чистые и гладкие линии декораций. Это была какая-то, не знакомая мне, кодифицированная эстетика.
Как позже где-то прочитала, что такой стилизованный стиль китайского искусства, использовался художниками в Европйкой живописи. "Шинуаэри"--называется. Это все, конечно, прекрасно, но что-то главное пропало, исчезло, оставило равнодушным. Так, что инновации сыграли злую шутку с "Турандот".
ТЧ, Торонто, октябрь 2019( из неопубликованного раннее)
Комментариев нет:
Отправить комментарий