пятница, 16 июня 2017 г.

Самый популярный музей в мире. Территория мирового значения- Лувр.

Кто не мечтал увидеть знаменитую Джоконду»  Леонардо  да Винчи или «Венеру Милоскую»?Я из тех счастливчиков, кому удалось   побывать в  самом   посещаемом  музее мира Лувре.  Храм  искусств  рекорсмен по популярности. 10 миллионов туристов  наслаждались  шедеврами живописи и скульптуры  в сердце Парижа в 2012 году. Если судить по толпам туристов на подступах к  Сокровищнице   искусств, рейтинг Лувра   только растет.



 У нас билеты были куплены зараннее,  с персональным гидом мы встретились в 10 утра.  Статус эксурсантов  позволил нам избежать  ожиданий  в очереди.
Конечно, расчитывать, что за 3 часа мы сможем увидеть все, был бы наивно.. В Лувре хранится 300тыс экспонатов. Только произведений живописи более 6тысяч. Причем выставлено только 35 тысяч экспонатов. Остальные ждут своего часа, как мы ждали этих волшебных минут, не теша себя иллюзиями. 

 Территория Лувра 60 тыс метров квадратных.Толпы туристов не только на входе, но и в самом музее.  Больше всего азиатов.Они очень напрягают.Невозможно подойти к шедеврам,  не проявив настойчивости.
Началась наша экскурсия с цокольного этажа. Здесь  перед нами предстали крепостные укрепления  Старго Лувра. 
Средневековая крепость была разрушена, а на  ее месте возведен современный дворец.Руины были найдены только  в конце Х1Х века. Лувр  в переводе с французского означает «волчий лес». Это потому, что был заложен на месте охотничих угодий. 


До 13 века это была крепость,  потом королевский дворец,  позже-музей. Его двери для  широкой публики открыла  Французская революция в 1793 году. Это первый общественный музей в мире.
Мы, счасливчики,  находимся на   территории мирового значения. Следум за гидом.Безусловно,  увидим главные шедевры, на все сокровища не хватит и недели.Искусство Древнего Ближнего Востока(7500-г.до н.э.-500г.н.э.), искусство Древнего Египта(4000-30г.гдо н.э.), Древней Греции(6500-30гг.до н.э.)  и Древнего Рима(100г.до н.э.-500г.н.э.), Древней Италии и Этрурии(900-200гг.до н.э.), Ближнего Востока  и Египта (30г.до н.э-1800г.н.э), Исламского мира (700-1800гг). Все это, если честно,  «далекое далеко»   меня не  привлекает. А вот скульптура  Франции (500-1850гг.)более интересная тема. Но по  этим залам и внутренним дворикам погуляем в конце нашего экскурса в большое  мировое пространство искусства.


Первый, кто встретил нас  на подступах к  храму  огромный сфинкс. Многие века он наблюдает за тем, что происходит в мире.

Сфинксы или «монстры», с лицом Фараона и телом льва- символы  силы и власти.  Они традиционно охраняли  входы в храмы. Их часто разбитые носы и глаза- защита  «варваров» от их всевидящего взгляда.Примечательно, что  Сфинкс вырублен из целой глыбы  гранита. Похоже, нам  Сфинкс не помешает  войти в этот храм.Мы переходим  из зала в зал,  преодолевая  преграды туристов, не самых воспитанных и тактичных.


 Знаменитая Венера Милосская, которую помнит каждый со школьной скамьи, мой идеал женской красоты,  не разочаровала. Только представляла себе  этот шедевр в меньших размерах. Оказывается, она  потеряла свои руки уже после того, как ее нашли  на острове  Микос в 1820. Кто-то с кем-то повздорил в мировои масшабе. Какая утрата!Венера,  созданная Александром Антиохийским  прекрасна. Это идеал древнегреческой красоты, близкий мне, хоть и говорят, что по современным меркам она полновата. Мне так не показалось.Хочется смотреть на каждый изгиб ее тела. А ведь ее изваяли из целого куска мрамора. Насколько нужно быть гениальным, чтобы этот идеал увидеть и воплотить.


 Так же хороша была и Ника Самофракийская. Это устремление вперед, развивающиеся складки. Это крыло, кстати только одно подлинное, второе  созданное  для симметрии. Найдена эта фигура была на острове Самотраки , что в Эгейском море в 1863 году. По главной версии, Ника украшала  и защищала нос корабля от  ветров и непогоды, вела корабль верным курсом. Хорошо помню  скульптуру по учебникам и альбомам. Это один из  7 шедевров Лувра- обязательная прогамма  всех экскурсий.Не помню, в каком порядке, но мы  перемещались по знаменитому музею, оценивая интерьеры  и  потолочную роспись,  восхищаясь работами из стекла и фарфора. 










В одном зале увидели реставрированные  потолки современными художниками. На мой взгляд, они   не смотрятся органично. Это  полное не соответствие интерьера и потолочного свода. Оказывается у Лувра-  собственная концепция «фишка»: вносить в интерьер что-то новое.Ну и французы. Они решили, что   не обязательно гармония- зато  новое имя, новый взгляд. Будет о чем поспорить, что покритиковать.
Мы в зале прекрасных скульптур. 





Одна из них с совершенным  женским телом. Не торопитесь с оценками: подойдите с другой стороны и вы заметите  признаки другого пола. Это знаменитая скульпптура Спящего Гермафродита.


Кстати, в скульптуре нет ничего постыдного. Мифологический герой-это плод большой любви, соединившей Нимфу и ее возлюбленного-сына Гермеса. Спящий Гермафродит- –это  римская копия с  оригинала, выполненного в бронзе.Чтобы создать достойное  ложе для скульптуры, был приглашен  знаминитый скульптор Лоренцо Бернини, который  в 1620 году создал современный шедевр из мрамора - матрас и подушку. Получилось 2 шедевра в одном.


Не могу пройти мимо моего любимого скульптора Микеланджело. Эго Рабы  совершенны. Полное ощущение, что с ними знакома с раннего детства. Скульптуры Донателло, Кановы завораживают.Амур и Психея – не отпускают. Это совершенство линий совершенных тел.Скрыть восхищение невозможно. Оно остается с тобой  навсегда.



Еще несколько   строк о скульптуре Франции (500-1850гг). Она представлена во внутреннем дворике и вокруг него. Скульптурные произведения  из церковных сооружений , гробниц, замков и дворцов  мы прошли,   не задерживаясь. А вот  французские  садовые статуи,   напомнившие роскошь прошлых веков, были неожиданно восхитительные. 















Что не статуя- то гармония  форм. А как иначе. Все сплошные Боги и  мифологические  герои. Они эталоны и образцы. Но содавали  их,  изучая  реальных людей. Что же это были за люди?  Современные не столь совершенны. Может быть с нашей цивилизацией что-то не так?




Конечно же подошла к произведеним моего любимого  Сандро Ботичелли. В Лувре представлены   его фрески. Конечно же,  по яркости красок они  уступают его работам  в Италии, но так же пленительно хороши.


Время  скоротечно и безжалостно к  шедеврам. На стене одного из залов произведения Леонардо да Винчи. 


Все шедевры, но время так их затемнило, что  трудно увидеть  не только его  художественную манеру, но, порой, и сюжет. На контрасте- реставрированная работа. Здесь и игра красок и, непередаваемая словами,   красота.
 Но главный  ожидаемый шедевр все же впереди. Понятно где,  там  где толпа туристов, которая не уменьшается.Картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи  в какой-то мере является синонимом Лувра. Это самый популярный и загадочный экспонат. 

Невероятно, что «Джоконда» приобрела свою популярность  только после громкого похищения в 1911 году. Узнали удивительную историю. Похититель- работник музея- хотел восстановить историческую справедливость и вернуть  картину  на родину в Италию, естественно,  за вознаграждение. На этом и был пойман.В похищении подозревали Пабло Пикассо.Но говорят, что музею несколько раз продавали подделку «Джоконды», прежде чем   подлинник  был возвращен на свое, уже  защищенное место. Сегодня «Мона Лиза»  находится под пуленепробиваемым стеклом. Ограждение и охранник не позволяют подойти на  нужное  расстояние, поэтому   общения  с самой  знаменитой  моделью Леонардо у меня не получилось. Реально плохо видно. О деталях и подробностях нечего и мечтать. 



Но говорят, на сайте Лувра шедевры можно увидеть при помощи специальной лупы. Но тогда зачем посещать Лувр? Отметиться, что увидела.  Кстати, о лупе. Картина Вермеера «Кружевница» очень любопытна  тем, что художник писал ее с помощью  оптических приборов. Если обратить внимание на передний план – он размыт. Хорошо помню шедевр по иллюстрациям в алюбомах, а вот какое впечатление он произвел на меня в Лувре- не помню. Есть такой анекдот. Приятеля подошли к картине.
Один- Что-то Дожоконда   меня не впечатлила.
Второй: Она столько веков всех впечатляла, что теперь выбирает. Кого впечатлять, а кого нет.
Среди 7 самых знаменитых произведений Лувра «Коронация Наполеона и Жозефины» Жака Луи Давида.
 Кстати, событие происходило в Соборе Парижской Богоматери, в котором были накануне.Уже это было интересно. Однако, на столь масштабных полотнах мой взгляд не концентрировался. Слишком много всего. Трудно  объять необъятное.
А вот «Плот Медузы» Жерико осталяся в памяти. Особенно жуткая история с гибелью сотен людей, которые, чтобы выжить вынуждены были питаться своми собратьями.

Увидела своими глазами знаменитое полотно Делакруа «Свобода на баррикадах».

«Одалиску» Энгра помню тоже по иллюстрациям, но в Лувре ее не видела. Видимо,  прошли мимо. Жаль. Сказалась слабая моя подготовка к посещению этого знаменитого музея. Как говорил  знаменитый юморист, «тщательнее нужно..»



Странноя  особенность. На природе можешь пройти  многие километры, а в музеях уже через 2-3 часа, ты никакой. Все мельтешит и  уже не впечатляет. Жаль, что не  включили шагомер, чтобы понять сколько реально наколесили.
С еще одним  современным шедевром Лувра  познакомились на выходе. Это знаменитая Стеклянная Пирамида- прототип пирамиды Хеопса, в свое время критикуемая парижанами. По-моему, справедливо. Спорная, неоднозначная часть  знаменитого музея. Функционально полезная: расширяет вход, сокращает очереди, но с точки зрения  общего ансамбля, на мой взгляд, не суразное строение. Париж явно оплошал.Особенность  парижан: вначале  все принимают в штыки, потом объявляют достоянием. Сегодня Пирамида- символ Парижа и Франции. История  Эйфелевой Башни повторилась.


Автор проекта Пирамиды американский архитектор Юй Мин Пей.Он создатель банка в Гонконге, библиотеки-музея Исламского искусства в Дохе, делового квартала в Гейтуэй в Сингапуре, музея Кеннеди в Бостоне.Пирамида построена  в 1989 году из 673 стекляных пластин. Ее высота 22 метра,вес 180 тонн.


Главное разочарование, которое испытала,  покидая Лувр, что увиденного мало, но сил продолжить знакомиться с экспонатами  еще меньше. Помню, что в Эрмитаже провела несколько недель. Конкретно с путеводителем обошла, наверное,  все этажи   и залы.
Лувр, безусловно,  заслуживает большего, чем 3 часовой экскурс.






Еще одно маленькле огорчение: персональный гид, которого выбрали по интернету. В ней  не было страсти настоящего любителя искусства. Ни одной яркой истории, которые запоминаются на долго. Можно сказать ничего особо нового не узнала. Все реально можно найти в интернете. Например,  экскурсовод  в Соборе Парижской Богоматери был уникальным. Как говорят, штучный экземпляр. Кстати, экскурсия проводилась совершенно бесплатно. Так. Что прежде  чем пуститься в увлекательное путешествие по Лувру, найдите соответствуюшего гида и тогда познаете удивительный мир, откроете для себя новые реалии и   найдете новые стимулы  в жизни. ТЧ, май 2017 года . Париж, Лувр.

Комментариев нет:

Отправить комментарий