240 км от Парижа, а какая красота! Когда я вспоминаю
замок Вилландри, прежде всего представляю великолепный трехуровневый сад и потрясающие букеты цветов, практически во всех помещениях.
Замок,
парадный двор которого выходит на Луару, был построен для светской жизни. Конечно же, здесь все было обустроено для удовольствий и чтобы постоянно удивлять.
Вилландри был построен в 1536 году
государственным секретарем
казначейства Франциска Первого Жаном Ле Бретоном.Как жили короли, если
секретарь казначейства мог себе позволить такую роскошь. Жан Ле Бретон, чтобы
освободить место, сравнял с землей средневековую старинную крепость Xll века .А именно в
этой крепости 4 июля 1189 года был подписан
«Мирный договор Коломбье», в котором Генрих ll Плантагенет, король Англии, признал свое
поражение в пользу Филиппа-Августа
короля Франции.
В 1754 году новым владельцем Вилландри становится маркиз де Кастеллан, уроженец Прованса. Он
реконструирует замок меняет интерьеры в соответствии с модой 18 века. Вилландри приобретает
нарядный вид.
Но по
моему мнению,архитектура Вилландри
простовата. Как оказалось, это чисто французский стиль, который более ярко
отразился в форме кровель. Он получил
название «стиля ГенрихаlV».
Для
своего времени он был новаторским.Очертания фасадов отражаются в рвах с водой.
Углы здания слегка заострены или
округлены.Центральные окна смещены от
центра здания , игра отбрасываемых теней
точно рассчитана. За 2 часа до захода
солнца замок и сады предстают во всей красе.Элегантность пропорций.во всем. Однако, сам замок, как архитектурное
сооружение, не остался в моей памяти и даже на фотографиях его не оказалось, и не понятно почему.
В 1906 году
замок приобретает испанец
-доктор Иоахим Карвалло, прадед настоящего владельца. Благодаря ему Вилландри- один из популярных
замков Луары. Карвалло воссоздает сады
16 века, которые идеально безукоризненно гармонировали с
архитектурой замка. Жан Ле Бретон, который проектировал замок, умело использовал ландшафт. Он видел множество
итальянских садов, которые создавали мастера
эпохи Возрождения. Сады составляли
единый ансамбль, являлись
органичным фоном. Для итальянских садов были характерны
строгие геометрические формы и широкие аллеи, обсаженные подстриженными
кустами. Французские отличаются большими
размерами, так что здания на их фоне выглядят меньше, чем есть на самом деле. При таких больших
садах становятся ненужными ограды.Из каждой комнаты замка под различным углом зрения открывается или общий вид на ансамбль садов,
либо на их части. И мы в этом убедились постоянно снимая на камеру эти
виды.
Оригинальность Вилландри не только в архитектурном новаторстве, но и в умелом использовании ландшафта, который дал возможность
разбить вокруг замка сады., непревзойденной красоты, полностью гармонирующие с
окружающей природой.
Мы обошли замок, переходя из комнаты в комнату. Восхищались
деталями интерьера, разными мелочами, характеризующими владельцев.
Безусловно, замок постоянно менялся.
Обратила наше
внимание трапезная в стиле 18 века. Деревянные стенные панели эпохи Людовика15
заменили шпалеры, а на полу мрамор заменил паркет. Эта комната в
розово-лососевых тонах и, украшенная фонтаном, с 1934 года находится под охраной государства,
как исторический памятник.
Парадная лестница из белого песчаника с инициалами
Мишеля Анжа де Кастеллана, в решетке перил из кованного железа, с 1934 года также находится под охраной
государства.
Владельцы замка Иоахим Карвалло и его супруга Анн Колеман
были страстными коллекционерами старинной
живописи.Отдавали предпочтение 17 веку
–золотому веку испанской живописи. Купили
замок Вилландри в 1906 с целью
выставлять для публики свои картины.До войны коллекция была известна, но потом многие произведения
наследовали родственники. Картины- достойное украшение замка.
Как, впрочем. и галерея периодических выставок. Нам
посчастливилось увидеть потрясающие работы, вышитые шелком на шелке. Это не только цветы, но и
пейзажи.
Показалась необычной
восточная гостиная.У нее
интересная история.Плафон привезен
из дворца графов Македа, построенного в 15 веке в Толеде. Дворец был
демонтирован в 1905 году и Иоахим
Карвалло привез один из этих потолков
в Вилландри. 3 других находятся в
крупных музеях мира. На воссоздание
этого плафона, изготовленного из полихромного дерева с позолотой, состоящего из 3600 элементов, потребовался год
Плафон в мудехарском стиле выполнен мавританскими мастерами. В нем
сочетаются декоративные элементы
христианского и мавританского искусства. Узловатые веревки поясов францисканцев, раковины- символы
паломничества в Сантьяго-де-Компостелло.
Цветочные орнаменты и геральдические щиты монархов гармонично сплетаются с
орнаментами, позолотой и надписями на арабском языке. Картины под
плафоном , представляют четыре сцены из жизни
маркиза Мишеля-Анжа де Кастеллана во времена, когда он был французским посланником Людовика 15 при дворе
Оттоманской порты.
Безусловно, эти подробности узнала из путеводителя,
который можно получить совершенно бесплатно при входе в замок.
Резко выделяется
среди всех помещений замка-кухня.
Это единственная комната замка в деревенском
стиле с полом из терракотовых плиток, массивным камином, и стенами, представляющими
просто
каменную кладку. Помещение
оборудовано всеми аксессуарами старинной
кухни: дубовый стол, медные кастрюли, устройство для вращения вертела.
Из башни замка открывается вид на сады, а так же великолепная панорама на долину,
по которой на протяжении почти 15км
параллельно текут реки Шер и Луара. Этот пейзаж внесен в список мирового природного достояния ЮНЕСКО.
Французы меня не
перестают удивлять: уже и пейзаж природное достояние. Может быть зафиксированы
все состояния природы: утром и вечером, летом и зимой, весной и осенью.А что случится с достоянием, если наводнение,
засуха. Кто будет отвечать? А отдельные комнаты и лестница, находящиеся под охраной государства. Охраняют
от кого? От чего? Кто? Когда?
Как писала в
начале, больше всего в Вилландри меня
пленил сад, возрожденный усилиями одного
из владельцев.Это типичный сад-огород
для эпохи Возрождения. 9 квадратов одинакового размера с различными геометрическими рисунками.
Квадраты
засажены овощами различных
цветов(синий-лук- порей, красная капуста и свекла, зеленая ботва
моркови). Впечатление разноцветной шахматной доски. Традиции восходят к
средним векам.Монахи аббатства часто
придавали овощным грядкам геометрическую форму, чаще всего форму креста. Саженцы
шиповника символизируют монахов, склонившихся над своими грядками. Вторая
традиция пришла из Италии и принесла в
монастырский сад декоративные элементы: фонтаны, беседки и цветочные клумбы.
Французские садоводы 16 столетия объединили 2 традиции-монастырскую и
итальянскую и создали новый тип сада,
где сажали розы и разводили новые овощи, привезенные из «Америк».Они называли
такой сад декоративным огородом. Такие сады описывал Жак Андруэ дю Серсо- архитектор
16 века. В начале 20 столетия его планы
вдохновили владельца замка
Вилландри Хоакима Карвальо на восстановление уникальных садов.
У разных частей сада свои названия. «Комната облаков»,
где растут кустарники и растения с
белыми и голубыми цветами.
«Солнечная комната» выдержана в желтых и оранжевых тонах.
Еще одна часть сада-«Детская», под сенью яблонь слышны
детские голоса. Голосов не слышали, туда
не дошли. Чтобы все увидеть, нужно было запланировать на посещение Вилландри
хотя бы день.
Сад воды увидели. Он имеет классическую планировку. В стиле Людовика
XV и
расположен вокруг большого водоема, имеющего форму зеркала. Окружен липами.
Самый эффектный орнаментальный
декоративный сад- продолжение гостиных
замка. Это так называемый «сад любви», состоящий из 4 квадратов.
«Нежная любовь» символизирует сердца, разделенные
языками пламени. В центре
кустарник подстрижен в форме бальных
масок.
«Страстная любовь» также образуется сердцами, но это сердца, разбитые страстью. Они переплетаются между
собою и ассоциируются с танцем.
«Шальная любовь». Это 4 веера по углам, крылья бабочек и нежные
записки в центре -символизируют легкость чувств.
«Трагическая любовь» показана лезвиями кинжалов и мечей в память о дуэлях
из-за соперничества в любви. Красные
цветы-это аллегория пролитой крови.Уж эти мне французы!!!
Уникальные люди. Они всему придумают
названия, и обязательно свяжут с любовью. С тем что у них постоянно на
уме. Мы были восхищены садами. Но. конечно же, не подозревали насколько большой
смысл вкладывается в оригинальный растительный орнамент.
Только некоторые цифры,которые помогают оценить масштабы
титанического труда садоводов.Сады со строгой симметрией требуют постоянного
ухода.
1015 лип, растущих на всей территории сада, ежегодно
подрезают. Это 3 месяца работы 4
садовников.
Общая длина всех
живых изгородей составляет 52 км Их подрезка тоже проводится регулярно.
Каждый год в саду высаживается рассада 115 тыс цветов и овощей, 50% высаживается в теплицах.
В огороде каждый
год производится 2 посадки: весной и летом. Высаживается около 40 видов овощей 8 ботанических семейств. При каждой посадке меняется композиция с учетом гармоничного сочетания цвета и формы.Трехлетний цикл чередующих посадок позволяет
избежать истощение почвы.
Еще одна особенность сада- живой лабиринт. Он
символ жизненного пути. В отличии от
греческого лабиринта в Вилландри не
имеет тупиков. Поэтому главное не поиски тупиков, а освобождение от всего суетного и не нужного на пути к
центральному шатру. Наверное, смысла жизни. По нему тоже не прошлись. Дефицит времени.
Мы торопились к очередному замку. ТЧ, Франция, Замки Луары, май 2017 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий