пятница, 25 сентября 2015 г.

Джаз или Этно? Площадка для экспериментов.Фестиваль Этноджаза-2015 в Тирасполе.

Уже прошел первый концерт Фестиваля Этноджаз-  2015. Но я никак не могла  начать писать. «Так потрясли джазовые ритмы»,- спросите вы? Вовсе нет. Скорее наоборот. Сейчас пытаюсь восстановить в памяти: а что же такое джаз? А что относим к фольклорной музыке? Сравнивая  впечатления   от услышанного, поняла, что  фестиваль этноджаза в Тирасполе не для  всех, а только для посвященных. Потому что  у меня в голове что-то   не складывается. Я в замешательстве и раздумьях.

Первым выступил известный и очень интересный  Кишиневский коллектив «TRIGON».Первая композиция, сотканная из молдавских мотивов,  в оригинальной аранжировке  и современном прочтении длилась более получаса. Безусловно,  профессионализм музыкантов вызывает глубокое уважение. 

Особенно понравился  скрипач,  руководитель коллектива и организатор джазового проекта Анатолий Штефанец. Это виртуоз. Потрясающая техника и интересные эксперименты. Какие звуки извлекает   из скрипки  музыкант- описать невозможно. Причем в разных положениях инструмента? Сверху,  с тыльной стороны  и прочих позиций.  Назову это современными веяниями, раскрепощенных музыкантов.

 Кстати,   подобных экспериментов  на сцене Дворца республики в этот вечер было предостаточно.

 За «TRIGON» последовал  еще один спорный, на мой взгляд,   проект «In duo». Скрипач с гитаристом состязались, кто более изощрен в своих экспериментах по извлечению  совершенно не музыкальных  звуков. 

Конечно, все  услышанное, плод неимоверных усилий и изощрений музыкантов. Но что это?  Джаз?  Этно? По-моему свободная импровизация. Причем  название пьес  не было   проиллюстрировано ни музыкальной темой,  ни мелодией. 


 Например, композиция «Ступеньки». Скрип, скрежет – были. Настроения, ощущения,  динамики, восторга не было. Мрачноватая картинка  получилась.


 Фестиваль Этноджаза всегда был экспериментальной площадкой для музыкантов разных стран. И в этом проекте в этом году приняли участие  40музыкантов из 17 стран, 12 коллективов. Тирасполь  не единственная сцена, где проходили концерты в сентябре. Так что,  экспериментов  хватало. Например,  трио «PARK STICKNEY trio».Совершенно не типичная картина. Джазовые композиции исполняются с помощью не типичных для джаза инструментов. Арфа королева симфонической классики здесь оригинально вписывалась в джазовый  ансамбль. 

Звучали  различные композиции Нина Рота, Генри Манчини, Стинга.   Правда,  многие  произведения нужно было угадать только  по нескольким нотам. Мне это не удавалось. А по аплодисментам в зале поняла, что некоторые угадывали  и с  3 нот. 
Когда арфа своим чарующим звуком  дополняла  композицию,    сердце наполнялось восторгом. Но потом арфа уже звучала как  скрипка и другие  музыкальные инструменты. Возникал резонный вопрос. А зачем? Продемонстрировать возможности инструмента или  музыканта? Конечно,  похвально, но ради чего? Искусство ради искусства?! 

Но в этом трио снискал бОльшую  благосклонность публики смог  другой музыкант- ударник. Чем только он не отбивал ритм.  Разными частями тела, даже постукиванием по лбу,  ударами по металлической доске,  манипулированием  звуками жостика.  И апофеоз: ритм,  отбиваемый на компьютерной клавиатуре. Может  быть,  не очень  выразительно звучало, но  в оригинальности отказать нельзя. 
Только этот коллектив напомнил мне,  признанный  жанр-  джаз. Что касается  других, о  их музыкальных экспериментах стоит поспорить. Но некогда - нужно бежать на очередной концерт. ТЧ,  Тирасполь, сентябрь, 2015 

Комментариев нет:

Отправить комментарий