Уже прошел первый концерт
Фестиваля Этноджаз- 2015. Но я
никак не могла начать писать. «Так потрясли
джазовые ритмы»,- спросите вы? Вовсе нет. Скорее наоборот. Сейчас пытаюсь
восстановить в памяти: а что же такое джаз? А что относим к фольклорной музыке?
Сравнивая впечатления от услышанного, поняла, что фестиваль этноджаза в Тирасполе не для всех, а только для посвященных. Потому
что у меня в голове что-то не
складывается. Я в замешательстве и раздумьях.
Первым выступил известный и
очень интересный Кишиневский коллектив «TRIGON».Первая композиция, сотканная из молдавских мотивов, в оригинальной аранжировке и современном прочтении длилась более
получаса. Безусловно, профессионализм
музыкантов вызывает глубокое уважение.
Особенно понравился скрипач, руководитель коллектива и организатор
джазового проекта Анатолий Штефанец. Это виртуоз. Потрясающая техника и
интересные эксперименты. Какие звуки извлекает
из скрипки музыкант- описать
невозможно. Причем в разных положениях инструмента? Сверху, с тыльной стороны и прочих позиций. Назову это современными веяниями,
раскрепощенных музыкантов.
Кстати,
подобных экспериментов на сцене
Дворца республики в этот вечер было предостаточно.
За «TRIGON» последовал
еще один спорный, на мой взгляд, проект «In duo».
Скрипач с гитаристом состязались, кто более изощрен в своих экспериментах по
извлечению совершенно не музыкальных звуков.
Конечно, все услышанное, плод неимоверных усилий и изощрений
музыкантов. Но что это? Джаз? Этно? По-моему свободная импровизация. Причем название пьес
не было проиллюстрировано ни музыкальной темой, ни мелодией.
Например, композиция «Ступеньки». Скрип,
скрежет – были. Настроения, ощущения, динамики, восторга не было. Мрачноватая
картинка получилась.
Фестиваль Этноджаза всегда был
экспериментальной площадкой для музыкантов разных стран. И в этом проекте в
этом году приняли участие 40музыкантов
из 17 стран, 12 коллективов. Тирасполь не единственная сцена, где проходили концерты
в сентябре. Так что, экспериментов хватало. Например, трио «PARK STICKNEY trio».Совершенно не типичная картина. Джазовые композиции
исполняются с помощью не типичных для джаза инструментов. Арфа королева
симфонической классики здесь оригинально вписывалась в джазовый ансамбль.
Звучали различные композиции Нина Рота, Генри
Манчини, Стинга. Правда, многие произведения нужно было угадать только по нескольким нотам. Мне это не удавалось. А
по аплодисментам в зале поняла, что некоторые угадывали и с 3
нот.
Когда арфа своим чарующим звуком дополняла
композицию, сердце наполнялось восторгом. Но потом арфа
уже звучала как скрипка и другие музыкальные инструменты. Возникал резонный
вопрос. А зачем? Продемонстрировать возможности инструмента или музыканта? Конечно, похвально, но ради чего? Искусство ради искусства?!
Но в этом трио снискал бОльшую
благосклонность публики смог другой музыкант- ударник. Чем только он не
отбивал ритм. Разными частями тела, даже
постукиванием по лбу, ударами по
металлической доске, манипулированием звуками жостика. И апофеоз: ритм, отбиваемый на компьютерной клавиатуре. Может быть, не очень
выразительно звучало, но в оригинальности
отказать нельзя.
Только этот коллектив напомнил мне, признанный
жанр- джаз. Что касается других, о
их музыкальных экспериментах стоит поспорить. Но некогда - нужно бежать
на очередной концерт. ТЧ, Тирасполь, сентябрь,
2015
Комментариев нет:
Отправить комментарий