вторник, 2 октября 2012 г.

Не только сохраняют традиции, но и развивают клезмерскую, еврейскую музыку

"Почему ты не еврейка?", -  с  иронией  говорил мне муж в  90-е, когда общество еврейской культуры усиленно помогало своим соотечественникам. "Почему я не  еврейка?", - подумала  я вчера на концерте  музыкального коллектива  "КLEZMOOD"из Австрии.Потому, что попала на вечер еврейской, клезмерской музыки.Большинство произведений звучало на  идише. Но,  возможно,  и не надо  перевода, если музыка льется от сердца, если музыканты профессионалы.


Руководитель  квартета Роман Гринберг  закончил  венскую консерваторию по классу вокала, фортепиано, кларнета. Является не только певцом, композитором, аранжировщиком, но  и   экспертом и популяризатором народной музыки.Руководит всемирно известным венским еврейским хором , участвует в различных проектах, постановках мюзиклов и спектаклей. Является основателем "еврейского джаза" Но, что самое важное, на мой взгляд,  он собирает старинные песни, аранжирует популярные и создает новую  еврейскую  музыку.В Тирасполе коллектив  впервые исполнил  специально написанное произведение, посвященное городу и вальс.  Для исполнения  последнего специально пригласили  скрипачку из  Государственного симфонического оркестра ПМР.  Она за одну репетицию смогла вполне органично влиться в "звездный" ансамбль, который уже побывал в 42 странах мира.
Где наши не пропадали! Но самым приятным  для меня сюрпризом было то, что виртуозно владеющий кларнетом  в "КLEZMOOD"   наш  тираспольчанин  Александр Данилов. Я была потрясена  его игрой. Для меня раскрылись и возможности этого инструмента, они практически  неограниченные, если коллектив  исполняет  еврейскую музыку без скрипки. Кларнет заменяет все,  и передает самые нежные, пронзительные интонации. Александра Данилова, как и весь коллектив принимали на "ура". Видела, как  тираспольчанина  обнимали,  очень близкие люди, возможно,  родственники.Атмосфера всего зала  -это было соединением родственных душ, соскучившихся  по языку, по родным и знакомым мелодиям. Даже мне большинство  произведений  было знакомо. Их исполняют на свадьбах, в ресторанах, некоторые   звучали  совсем недавно в сериале  о жизни  Мишки Япончика, многие стали мировыми хитами. Потрясающе, как люди, живущие в разных уголках мира, сохранили эту культуру.! Но важнее всего то, что есть музыканты, которые  делают все, чтобы она развивалась.
Здесь  хочу сделать маленькое отступление.Иногда задумывалась о цыганской музыке. И по тому, с чем сталкиваюсь, делаю вывод, что здесь такого развития не происходит, они  остаются в своих отработанных веками штампах.
Но вернусь к концерту.У единственного вокалиста коллектива- Романа Гринберга, кстати, тоже еврея из  наших краев, Бельц, эмигрировавшего в детские годы с родителями в Вену,  прекрасный голос.Он исполнил акапельно старинную песню, которую ему пел еще отец. Великолепно  прозвучала  песня про маму, про мост. Выступление  ансамбля перемежалось типичными еврейскими анекдотами. Приведу несколько, чтобы вызвать улыбку  тех,  кто   даже случайно откроет блог.
Взрослый сын говорит маме, что хочет жениться. Он привел в дом трех  девушек: рыженькую, блондинку, брюнетку. Просит мать поговорить с каждой   гостьей хоть 5 минут  и угадать, кого  он выбрал в жены.  Не поговорив ни с одной из  девушек, мать назвала брюнетку.Сын взмолился:"Мама, как ты узнала?"."Она мне не нравится"- отпарировала  мать.
И еще один  анекдот. Сын поднимается по лестнице и подслушивает  диалог 3 соседок, которые хвалят своих сыновей за то, как они  любят своих матерей..
Одна. "У меня  прекрасный сын. На день рождения он мне подарил  машину "Кадилак".
А что ты умеешь водить?
Нет. но как он меня любит!
Вторая. У меня замечательный сын. На день рождения он мне подарил  яхту.
А где она?
Да где-то в Марокко стоит, но это не важно, важно, что меня так любит, так любит...
Третья. Нет это меня сын любит больше всех.  Он 4 раза в неделю ходит к психологу и только   обо мне и говорит.
Еще один анекдот. И тоже про мам, потому как у  евреев к ним отношение  особенно нежное  и трепетное.
 Американская мать  ждет сына из школы. Ты пришел? Садись  за стол, я приготовила обед
-нет мама, я не голоден. Я ходил в "Макдональдс", купил. картошку, Биг-Мак...
-ну ладно , сынок.
Итальянская мама ждет сына из школы. Тот же вопрос, тот же ответ.
-мать выходит из себя ругает всех на чем свет стоит, достается и сыну и другим членам семьи, она сетует на  не уважение к ее усилиям..
Еврейская мама- ситуация та же. Вкрадчивым голосом, с употреблением ласковых слов, дорогой, любимый,   говорит сыну, что на обед, который она готовила с большой любовью фаршированная рыба.
-Я не люблю фаршированную рыбу.
-ты, что? Как ты не любишь такую прекрасную фаршированную рыбу, которую я тебе так вкусно приготовила.
-мама я не голоден.
-я сейчас умру, произносит упавшим голосом мать, держась за сердце.
 И еще один характерный анекдот. Поп и раввин  не могут помириться и мэр города , чтобы было согласие в обществе,  просит их это сделать. Выйдя из кабинета, раввин рассуждает:"Если  поп подаст первый руку- помирюсь". Поп на перемирие не идет и они расходятся. На следующее утро поп одумался и  решил сделать коллеге что-то приятное. Пошел к дому  раввина, увидел его грязную машину  и помыл ее.
 Проснувшись, раввин, узнал, кто помыл его машину и направился к дому попа. Залез под  его  машину и начал пилить выхлопную трубу.
Подоспевший поп возмутился, на что раввин ответил:"Ты вчера окропил мою машину, я сегодня  делаю обрезание твоей".
 Как успели заметить концерт  квартета  "КLEZMOOD" произвел огромное впечатление на публику. В заключение  блестяще, с импровизациями и собственной аранжировкой исполнили знаменитые "7.40" Я даже не знала, что  в Тирасполе осталось так много  почитателей еврейского фольклора и музыки. Коллектив провожали стоя и музыканты явно такой успех заслужили  ТЧ.








1 комментарий:

  1. А! чтоб все были такие , как ты, мир был бы лучше!!!!
    еврейка- нееврейка... Человек хороший и открытый!

    ОтветитьУдалить