Чтобы оценить масштаб таланта
театрального актера, нужно
побывать, как минимум на спектаклях в театре. Провинциальному человеку
это не просто. Пытаюсь вспомнить, видела ли я спектакли с участием Валентина
Гафта
в Москве. Роли в кино, конечно, запомнились,
а вот на театральной сцене не видела.
Иначе запомнила бы. Гафта знаю по острым
эпиграммам.
Поэтому книгу Валентина Гафта «Стихотворения.
Воспоминания. Эпиграммы» начала читать с энтузиазмом, но постепенно мой интерес
пропал. Я поняла, что это какая-то иная жизнь, мне уже не интересная. Более
того, узнала многое о личности
известного артиста нелицеприятного. И это
меня не столько расстроило, сколько объяснило, почему я не являюсь
поклонницей его творчества. Интуитивно я что-то подобное чувствовала, но не
могла объяснить сама себе.
Вот, например, высказывание его друга и коллеги Игоря
Кваши. «Гафта можно было назвать чемпионом по смене театров. Он перебрал почти
все театры Москвы: театр Гончарова,
театр Ленинского комсомола, театр Сатиры, театр на Малой Бронной, и какие-то
еще, причем в некоторых по несколько раз. Уходил, приходил, менял
театры… Очень любил режиссера Эфроса,
но ушел и от него. Мог взять и уехать с гастролей, с премьеры почти, и его выгоняли и за это из театра.
Иногда он мог просто прийти и сказать,
что больше работать не будет. В театре им Моссовета, он был 3 раза, а как-то
работал один день… Конечно, это характер…
Это неудовлетворенность,
неудовлетворенность тем, что сейчас делается вокруг, тем, что делается в
театре, тем, что делает он сам. Он
очень неоднозначен, иногда до парадокса. Он может сказать «да» и «нет», не
ставя между ними разрыва, -они могут
идти у него подряд. Про одно и то же он
может сказать «да» и «нет».
Валя
может сказать сегодня: «Ну, гениально». Потом проходит время , и может
сказать: «Да нет, это дерьмо». Это не
потому, что он беспринципный, - наоборот, это потому что у него переменилась
точка зрения.. потому что он увлекся».
Скажу откровенно, такие
метаморфозы характера во мне вызывают
протест и осуждение, и никак не
уважение.
Еще одни пример. Лия
Ахеджакова рассказывает много хорошего, но и много странного о Гафте. О его выходках на съемках, как схватил партнера за грудки при записи спектакля, как изводил саму Ахиджакову
на репетициях спектакля «Трудные люди».
«Однажды перед генеральной репетицией он сказал: «Я не
буду с ней играть, не буду и все…» у него бывают взрывы бешенства, он бывает
несправедлив. Мне кажется , что внутри у Гафта есть тайная, но очень могучая
струя страдания.»
Как бы не был гениален актер, но подобные выходки, неуважение
к коллегам, я считаю, дурным тоном,
плохим характером, ущербной личностью.Как говорят: какой характер- такая и судьба.
В этой книге собраны не только мнения коллег и автобиографические заметки самого Валентина Гафта, но и стихи
и эпиграммы. Я хотела быть объективной, но, видимо, не смогла. Не понравились
его стихи. Они скучны по содержанию и по
форме. Самодеятельные стихи. Из эпиграмм удачными нашла только некоторые. Одним словом, это
какая-то прошлая жизнь, которая в данный жизненный отрезок времени мне не
интересна. ТЧ, Тирасполь, август 2015.
Комментариев нет:
Отправить комментарий