суббота, 8 августа 2015 г.

Характер и есть судьба. Книга Валентина Гафта."Стихотворения. Воспоминания. Эпиграммы".

Чтобы  оценить масштаб  таланта  театрального актера, нужно  побывать, как минимум   на  спектаклях в театре. Провинциальному человеку это не просто. Пытаюсь вспомнить, видела ли я спектакли с участием Валентина Гафта в Москве. Роли в  кино, конечно, запомнились, а вот  на театральной сцене не видела. Иначе запомнила бы.  Гафта знаю по острым эпиграммам.

Поэтому книгу Валентина Гафта «Стихотворения. Воспоминания. Эпиграммы» начала читать с  энтузиазмом, но постепенно мой интерес пропал. Я поняла, что это какая-то иная жизнь, мне уже не интересная. Более того,  узнала многое о личности известного артиста   нелицеприятного.  И это  меня не столько расстроило, сколько объяснило, почему я не являюсь поклонницей его творчества. Интуитивно я что-то подобное чувствовала, но не могла объяснить сама себе. 

Вот, например, высказывание его друга и коллеги Игоря Кваши. «Гафта можно было назвать чемпионом по смене театров. Он перебрал почти все театры Москвы: театр Гончарова,  театр Ленинского комсомола, театр Сатиры, театр на Малой Бронной,  и какие-то  еще, причем в некоторых по несколько раз. Уходил, приходил, менял театры…    Очень любил режиссера Эфроса, но ушел и от него. Мог взять и уехать с гастролей, с премьеры почти,  и его выгоняли и за это из театра. Иногда  он мог просто прийти и сказать, что больше работать не будет. В театре им Моссовета, он был 3 раза, а как-то работал один день… Конечно, это характер

Это неудовлетворенность, неудовлетворенность тем, что сейчас делается вокруг, тем, что делается в театре, тем, что делает он сам.    Он очень неоднозначен, иногда до парадокса. Он может сказать «да» и «нет», не ставя  между ними разрыва, -они могут идти у него подряд. Про одно  и то же он может сказать «да» и «нет».
Валя  может сказать сегодня: «Ну, гениально». Потом проходит время , и может сказать: «Да нет, это дерьмо».  Это не потому, что он беспринципный, - наоборот, это потому что у него переменилась точка зрения.. потому что он увлекся». 

Скажу откровенно,  такие метаморфозы характера  во мне вызывают протест и осуждение, и никак  не уважение.
Еще одни пример. Лия Ахеджакова рассказывает много хорошего, но и много странного   о Гафте. О его выходках  на съемках, как схватил партнера за грудки  при записи спектакля, как изводил саму Ахиджакову  на репетициях спектакля «Трудные люди». «Однажды  перед генеральной репетицией он сказал: «Я не буду с ней играть, не буду и все…» у него бывают взрывы бешенства, он бывает несправедлив. Мне кажется , что внутри у Гафта есть тайная, но очень могучая струя страдания.»


Как бы  не был гениален актер, но подобные выходки, неуважение к коллегам, я считаю, дурным  тоном, плохим  характером, ущербной  личностью.Как говорят: какой   характер- такая и  судьба.


В этой книге собраны  не только мнения коллег и  автобиографические заметки  самого Валентина Гафта,  но и  стихи и эпиграммы. Я хотела быть объективной, но, видимо, не смогла. Не понравились его стихи.  Они скучны по содержанию и по форме. Самодеятельные стихи. Из эпиграмм удачными  нашла только некоторые. Одним словом, это какая-то прошлая жизнь, которая в данный жизненный отрезок времени мне не интересна. ТЧ, Тирасполь, август 2015.

Комментариев нет:

Отправить комментарий