четверг, 13 июля 2023 г.

 

« Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетте!» -  этими словами завершается  трагедия У.Шекспира.  Непримиримая вражда двух кланов итальянской Вероны Монтекки и Капулетти завершилась трагедией -гибелью  влюбленных.

Произведение   было написано Шекспиром  428 лет назад. Более  четырех  веков  эта история заставляет  волноваться, сопереживать, тревожит сердца,  не оставляет равнодушными  людей  во всем мире.



 У каждого есть свое воспоминание, свое переживание. Меня с  «Ромео и Джульеттой» познакомила мама. Мы приехали на каникулы к бабушке в деревню,  и мама читала мне с сестрой Шекспира. Мне было лет 6, но история  меня ошеломила. Через 10 лет  в 1968 на экраны выходит  знаменитый  фильм Дзеффирелли «Ромео и Джульетта», получивший 2 «Оскара» и  3 «Золотых глобуса»,  с шикарной музыкой Нино Рота. Артисты, исполняющие главные роли,  столь же юны, как и герои шекспировской трагедии: им 16 и 17 лет. Мне столько же-16. А  кто видел балет с  Галиной Улановой,   будет во власти эмоций  тоже всю жизнь. Я помню только некоторые фрагменты фильма 1954 года. Это было гениально.




На  «Ромео и Джульетта» национального балета Канады пошла,   не имея завышенных ожиданий. Я даже была не знакома с хореографией  Алексея Ратманского. Мне очень хотелось увидеть  балетную версию этой истории любви. Как только зазвучала увертюра Сергея Прокофьева, я растворилась в музыке. И вот занавес открылся. И о чудо. Я в Вероне  в  эпоху Возрождения. Базарная площадь, окрашенная  оранжевыми красками. Утро, неспешно начинается день. Ромео в задумчивости, в каком-то ожидании или предчувствии. Друзья Меркуцио и Бенволио подтрунивают над ним. Потом танец, яркий, колоритный. Потрясающие костюмы, выполненные  точно по картинам эпохи Возрождения, великолепная гамма цветов. Только ради этой сцены  стоило посмотреть этот балет.





 Но все же следую за сюжетом и очень сожалею, что не могу запомнить все детали  и нюансы. Вот это движение (легкие  подскоки  на 2 ноги, как-то в диссонансе), а дальше все великолепно.  И вот вражда между двумя кланами   дает о себе знать. Первая потасовка и  очередные жертвы раздора. Назидание герцога и  предупреждения  Монтекки и Капулетти.

 Смена декораций. Джульетта в своей спальне. Именно  в этом эпизоде  была самая длительная пантомима, рассказывающая о том, как Джульетта была маленькой. Очень  рада, что в современных постановках классики исчезает эти архаичная пантомима. Я  бы и в этой сцене ее исключила.

Очередной эпизод затмил все, что  когда-либо видела на сцене.  Прием гостей. Прекрасный дворец со слугами,  с факелами в руках. Как в средневековых замках. Опять изысканные костюмы, как - будто  ожившие  старинные гравюры. На поворотном кругу женщины, застывшие в эффектных позах, а рядом  танец сильных мужчин. Потрясающая постановка. 




И вот  великолепное застолье,  на сцене пол сотни действующих лиц и каждый исполняет свою роль. Никакой статики: все работают драматически выдержанно, как задумал режиссер. Именно здесь, на балу, происходит 2 события. Джульетта представлена жениху и  впервые увидела Ромео. Это еще один хореографический шедевр.  Юные  сердца встретились и воспарили над толпой. Их проносят  на руках  в высоких поддержках, чтобы  продлить прекрасное мгновение. Они ищут взгляды друг друга,  чтобы не потеряться.








 Но как  все мы знаем: продолжение следует. Но уже под балконом. Прекрасный  дуэт и такие естественные клятвы в любви. Вот только мне не хотелось бы, чтобы  Ромео, оказался  на балконе. В  Торонто замечательный зритель- каждая сцена заканчивается аплодисментами.

Я не заметила, как прошли 52 минуты  1 акта.

Второе действие начинается  опять на рыночной площади. Не остался незамеченным и танец со шпагами, хотя мне все время хотелось сказать: «Танец с саблями». Это было интересно,  надеюсь не опасно. Вообще в постановке Ратманского очень много  поединков  со шпагами. Это выглядит  профессионально и хореографически выверено. Это смотрибельно и захватывающе. Браво!






Церемония бракосочетания наших юных героев. Сколько удивительных оригинальных элементов, движений, поддержек. Я не могу все это  запомнить, не успеваю восхититься. Это гениально по наполняемости, по форме, по драматическому накалу.




И вот  роковой поединок. Веселые друзья  Ромео  Меркуцио и  Бенволио  подтрунивают над   Тибальтом. Вообще юмора в балете достаточно много, причем в меру, как говорят, «золотая середина». В балете подшучивали над кормилицей Джульетты,  веселили   4 арлекина. Эти высокие прыжки, каскады  движений публику просто сразили. К сожалению,  в этой сцене веселье закончилось драмой. В результате  гибель Меркуцио и  потом Тибальта от руки Ромео. Великолепные  выверенные драматические сцены, хорошая хореография.  

20-минутный перерыв, чтобы  собраться с мыслями и продолжить глубокое погружение в  историю любви.

До окончания балетного спектакля  52 минуты- такова продолжительность 3 действия.

Последняя  ночь, полная любви, страсти и горечи отчаянье от расставания.  При всем совершенстве хореографии Джульетта  в этой сцене  драматически    не передает то отчаянье, которое, например, видела у других балерин. Не понимаю,  что с руками, даже  падающие в отчаянье они должны быть более «говорящими». Технически все  выполнено, как мне видится, но не хватает эмоций. И дополнительной одежды. Может ли приличная девушка в ночной рубашке   появиться перед  отцом и  нежеланным женихом?(здесь стоит  сослаться на дату спектакля 22 июня, чтобы было понятно, кто перевоплотился в  Джульетту)

А вот  сцена  принуждения  Джульетты к браку отыграна смело, сильно.  Хочется это отметить, как  хорошую работу.

Встреча с монахом Лоренсом решена  весьма оригинально. Прежде чем дать пузырек со снотворным, он рассказывает,  как все будет происходить. Эту сцену,  за тюлевым занавесом,  отыгрывает  другая балерина. Опять обошлось без пантомимы. Браво!


Мы всегда, сопереживаем  влюбленным, хоть и знаем заранее,  чем все это закончится. Сцена в склепе  была эмоциональной, трогательной. И хоть семьи Капуллети и Монтекки примеряются в общей печали, зрители  всегда недовольны финалом. Хочется другого.





Однако, печаль не гнетущая, потому что искусство покоряет сердца. За этот вечер публика  пережила немало восхитительных моментов. Жаль, что искусство балета столь мимолетно и  эфемерно. Увиденное,  нельзя  в точности повторить. Хочется отметить и великолепные костюмы и декорации  Ричарда Хатсона. Они стали прекрасным дополнением  общего впечатления.


 Любовь к этому произведению настолько велика, что  в мире  стали отмечать день Ромео и Джульетты.   11 марта   1302 года,  когда  по сюжету пьесы,  влюбленные  обручились.

Торонто.   22 июня 2023 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий