Не все золото, что блестит. И
не все фильмы, отмеченные престижными
наградами кинофестивалей, интересны зрителям. Думаю, не случайно новую ленту
режиссера Андрея Кончаловского
показали на первом канале. Пойти на
фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», снятого с непрофессиональными актерами, не
каждый решится. Мое мнение о фильме было
предсказуемо.
Маленькая деревушка, в
которой проживает десяток жителей. Единственная связь с внешним миром- это телевизор и почтальон, доставляющий
газеты, редкие письма, пенсии и продукты.
Жизнь скучна и однообразна. Каждое утро одна и та же картинка: босые ноги и
тапочки. Даже завтрак Алексея
Тряпицына проходит под одну и ту
же передачу «Модный приговор». Очень смешно слушать эксперта моды Васильева,
когда растапливается печь, стучит рукомойник. Как насмешка звучит голос
ведущего «Вы заслуживаете лучшего».
Сельский дом без удобств цивилизации,
а в это время испытывают
ракетные комплексы, люди осваивают самую современную технику. Это наблюдает
сам Тряпицын.
По-прежнему, здесь в глубинке, существует воровство и социальная
несправедливость. Одного из сельчан за браконьерство ждет наказание. Тогда,
как генерала инспектор рыбнадзора
задержать за рыбным промыслом не посмела.
Так же однообразно, как главный герой, живут сельчане. Один рассуждает о том, как нас увлекали идеей недалекого прекрасного будущего и счастья, а
оно никак не наступало. Вроде бы сейчас все есть: и пенсия, и в
магазинах не пусто. Но где же
оно, счастье?
Эпоха социалистического романтизма миновала, а на смену ему
ничего не пришло. Все время убеждали, что нужно потерпеть, а впереди ждала
такая же серая жизнь. Не рассуждает о
счастье другой сельчанин Витя Колобок. Он просто пьет, когда
получает пенсию и потом, и плачет, когда смотрит передачу «Жди
меня».
Похоже, что каждому из
жителей этой, Богом забытой, деревеньки, хочется любви. Только что они
сделали, чтобы не оставаться одинокими? И вся эта безысходность происходит в интерьере великолепнейшей природы.
Я определила суть происходящего на экране, как «Великолепная
природа и никудышная жизнь». Потрясающие пейзажи Архангельской области,
прекрасно снятые оператором Александром Симоновым. На мой взгляд, это главное достоинство фильма.
Но так же хорошо можно было бы снять
документальный фильм или фильм о путешествиях. Фильм Кончаловского какой то новый жанр: что-то среднее между документалистикой и художественным произведением.
Герой ленты Алексей Тряпицын не смог поменять блага города на это природное богатство и вернулся в деревню. Что хотел сказать этим фильмом известный режиссер, для меня осталось загадкой. Обратила внимание на планы. Часто это дальние планы, но крупно снята муха, символизирующая вселенскую тоску. Конечно, были и интересные метафоры: рука на деревянной скамье, столь же шершавой. Волшебное путешествие на лодке с мальчиком в поисках кикимор, уборка картошки с помощью плуга.
И все же … Почему герои не вписываются в кадр. В интерьер комнат, коридоров. Существуют где-то сбоку, иногда видим их только частично. На первом плане бесхитростный быт. Надоели режиссеру родовые поместья и виллы на побережье. Потянуло в глубинку?! Но смог ли Кончаловский поведать нам что-то новое. Видимо, давно в деревни не заглядывал, решил и нам показать. Только герои его говорят часто невнятно. Разобрать сложно. Так и картина жизни выгляди такой же невнятной. ТЧ, Тирасполь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий