вторник, 21 октября 2014 г.

Невнятная картина жизни и прекрасная природа. Или новый жанр или неудачная попытка Андрея Кончаловского.

Не все золото, что блестит. И не все  фильмы, отмеченные престижными наградами кинофестивалей, интересны зрителям. Думаю, не случайно новую ленту режиссера  Андрея Кончаловского показали на первом канале.  Пойти на фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»,  снятого с непрофессиональными актерами, не каждый решится.  Мое мнение о фильме было предсказуемо.

Маленькая деревушка, в которой проживает десяток жителей. Единственная связь с внешним миром- это  телевизор и почтальон, доставляющий газеты,  редкие письма, пенсии и продукты.
Жизнь скучна и однообразна. Каждое утро одна и та же картинка: босые ноги и тапочки.  Даже завтрак Алексея Тряпицына проходит под одну и  ту же передачу «Модный приговор». Очень смешно слушать эксперта моды Васильева, когда растапливается печь, стучит рукомойник. Как насмешка звучит голос ведущего «Вы заслуживаете лучшего».  Сельский дом без удобств цивилизации,  а  в это время   испытывают  ракетные комплексы, люди осваивают самую современную технику.  Это наблюдает  сам Тряпицын.

По-прежнему,  здесь в глубинке, существует воровство и  социальная  несправедливость. Одного из сельчан за браконьерство ждет наказание. Тогда, как генерала инспектор рыбнадзора  задержать за рыбным промыслом не посмела.

Так же  однообразно, как главный герой, живут  сельчане. Один рассуждает о том, как нас  увлекали идеей  недалекого прекрасного будущего  и счастья, а  оно никак не наступало. Вроде бы сейчас все есть: и пенсия, и в магазинах  не пусто. Но  где  же оно, счастье?
Эпоха социалистического романтизма миновала, а на смену ему ничего не пришло. Все время убеждали, что нужно потерпеть, а впереди ждала такая же серая жизнь. Не рассуждает  о счастье другой  сельчанин Витя  Колобок. Он просто пьет, когда получает пенсию и  потом, и   плачет, когда смотрит передачу «Жди меня».
Похоже, что каждому из  жителей этой, Богом забытой, деревеньки, хочется любви. Только что они сделали, чтобы не оставаться одинокими? И вся эта безысходность происходит  в интерьере великолепнейшей природы.



Я определила  суть происходящего на экране, как «Великолепная природа и никудышная жизнь». Потрясающие пейзажи Архангельской области, прекрасно снятые оператором Александром Симоновым.  На мой взгляд, это главное достоинство фильма. Но  так же хорошо можно было бы снять документальный фильм или фильм о путешествиях. Фильм Кончаловского  какой то новый жанр: что-то  среднее между   документалистикой и   художественным  произведением.

Герой ленты  Алексей Тряпицын   не смог поменять блага города  на это природное богатство и вернулся в деревню. Что хотел сказать этим фильмом известный режиссер, для меня осталось загадкой. Обратила внимание на планы. Часто это   дальние планы, но   крупно снята муха, символизирующая вселенскую тоску. Конечно, были и интересные метафоры: рука на деревянной  скамье, столь же шершавой.   Волшебное путешествие на лодке с мальчиком в поисках кикимор,  уборка картошки с помощью плуга.

 И все же … Почему  герои не вписываются в кадр.  В интерьер  комнат, коридоров. Существуют где-то сбоку, иногда видим  их только частично. На первом плане бесхитростный быт.  Надоели режиссеру  родовые поместья и виллы  на побережье. Потянуло в глубинку?!
Но смог ли  Кончаловский поведать нам что-то новое. Видимо, давно в  деревни не заглядывал, решил и нам показать. Только герои его говорят часто невнятно. Разобрать сложно. Так  и картина жизни выгляди такой же невнятной. ТЧ, Тирасполь. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий