События, которые возвращают в прошлое.Во Дворце Республики прошел концерт памяти Заслуженного деятеля МССР, отличного работника культуры, балетмейстера, руководителя ансамбля народного танца и музыки "Виорика". Самодеятельный коллектив, ныне государственный ансамбль, был создан в послевоенные годы. Но своим признанием и названием "Виорика" обязана Решетникову.По профессии и призванию Борис Николаевич был артистом балета, закончил Одесское хореографическое училище, приехал в Бендеры, потом переехал в Тирасполь. В те годы он был единственным профессиональным балетмейстером в Советской Молдавии. Его имя позже было внесено в энциклопедию республики.Знаю точно, что при выборе руководителя всемирно известного ансамбля "Жок" рассматривалась и его кандидатура. Но было принято решение парт номенклатурой: первые лица- национальные кадры, заместители русские. Вот такие двойные стандарты. Так "Жок" возглавил Мокану. Позже Решетников поставил несколько танцев в коллективе, но они были очень быстро забыты. Думаю из-за ревности к таланту соперника. Борис Решетников был гениальным балетмейстером. Он сумел национальный молдавский колорит, народный танец огранить, как бесценный алмаз. Придать ему выразительность. Он смог перенести танец простых крестьян на большую сцену. Решетников был мастером рисунка, роскошных линий, грациозных полукругов, неожиданных превращений. Его лучшие постановки вошли в сборник "Танцы народов СССР". Когда я увидела эту хореографию и работу у станка, поняла, что альтернативы у меня нет. Честно сказала руководителю Анатолию Пырте, что должна уйти. Тогда произошло слияние 2 коллективов и переход "Виорики" из ДК "Строитель" в городской ДК. В ансамбле танцевали рабочие и студенты, педагоги и строители. Люди разных специальностей и возрастов. Здесь рождались романы и семьи. Помнится, как центростремительно развивались отношений между танцовщицей Ниной Султан и руководителем тарафа Василием Брынзаном. Это взрыв эмоций и страстей, как в "Кармен". Только закончилось не так трагично. На свет появилась девочка, названная в честь ансамбля Виорикой. Брак, к сожалению, распался- не выдержал испытания темпераментами. Помню семейную пару Гросул. Татьяна рьяно охраняла свое счастье, которое носило имя Вова. Надежными спутниками жизни стали Будаки. Не сложилось у Токарева и Жубрицкой. Юная Галина пользовалась успехом у иностранцев на различных фестивалях.Любимицей Решетникова была Пима( Люда Пименова), впрочем и моей. Она была своеобразной "мироносицей"- могла укротить взрывчатый характер руководителя. Обладала прекрасным вкусом и тактом.Сохранила свою индивидуальность и "легкую проходку" по жизни и другая Токарева. На концерте памяти Решетникова она представила несколько танцев из репертуара Решетникова, за что мы ей были очень благодарны.Вспомнила я и Нину Абросимову, которая не дожила до этого вечера.Она не была очень образованной и воспитанной и называли ее "Фрося", но в ней была необыкновенна сила и энергия.Всю свою душу и талант она вложила в ансамбль. "Искорка". Когда мы, бывшие участники "Виорики" пришли ее поздравить на юбилей., перед нами выступили 5 групп коллектива-это почти 150 человек на одной сцене. Нина вышла в черном бархатном платье, пошитом собственноручно, на высоких каблуках, Галина Жубрицкая сказал: " Фрося, Фрося! Где она? И где вы?". Деньги на юбилей из крошечной зарплаты, Нина собирала несколько лет, . и чтобы не пропил муж, хранила на работе. Абросимовой- работнице завода им 1 мая, много помогал Решетников и она впитывала, как губка. В "Искорке" была всем: руководителем, костюмером, уборщицей, швеей. Сгубили ее семейные неурядицы и руководство Дома пионеров, которое ей мало помогало. Вот пример, как не посильный труд, а потом и обида унесли жизнь. В "Искорке" танцевала моя Леночка..Привела ее в 5 лет. На одном из отчетных концертов все бывшие танцоры, ее заметили и отметили. Но потом в "Искорку" влились учащиеся балетного кружка, которых ставили в пример, а Леночку и других девочек отодвинули на задний план. Я вовремя не вмешалась и занятия, в связи с большой нагрузкой в старших классах, пришлось бросить.
Отвлеклась, потому что "Искорка" - это тоже продолжение Решетникова. Он был необыкновенно творческим и добрым человеком. В жизни помогал многим и никогда этого не афишировал.Это была разносторонняя личность. Его дом был полон произведений искусства и оригинальных вещиц. В него приходили, как в музей. Мне повезло: на балке жила в доме напротив и когда получили квартиру в центре, в квартале от него. Приходила к Борису Николаевичу и когда уже не танцевала. Он мог выслушать и дать почитать книгу по искусству. Вместе с ансамблем выступала на БАМе и на ВДНХ в Москве., в Тернополе и др их городах Украины. Поездки всегда сплачивали коллектив. Так в Казахстане на несколько недель нашей гостиницей был вагон на колесах. Останавливались там, где заканчивался железнодорожный путь. За окном- пустыня, которая была тоже интересной. Решили пройтись. До горизонта пески и каменное строение " музыкальная шкатулка"-туалет. Зачем? Почему?.Мы чуть не заблудились , на нас покушалась змея. Защитил и вывел нас Вова Гросул. Моя творческая судьба в ансамбле не была безоблачной. Были приходы и уходы, связанные с распределением на работу в Гагаузию и независимым, своенравным характером. Так, например, при подготовке к зарубежной поездке, мои документы были отклонены.(характеристика давалась с последнего места работы, где ты должен был проработать не менее года, у меня было 9 месяцев). Я была расстроена, не то слово.. Состоялась сдача программы, которая подтверждала готовность коллектива. Меня просили выступить, но я не могла выйти на сцену, не потому, что не хотела. Мое морально-психологическое состояние мне мешало. О чем, конечно. и спустя годы, сожалею.. Большинство зарубежных поездок состоялось без моего участия. Так всегда по жизни: как выкладываться по полной программе- я в лидерах, как получать поощрения и награды- я на скамейке запасных.Но все это мелочи по сравнению с тем, что я ощутила с потерей советчика и друга Бориса Николаевича. Я в полной мере осиротела.Мне уже нес кем было поговорить об искусстве, поделиться переживаниями. А в памятном апреле была в затруднительном и материальном положении- не могла даже достойно проводить любимого учителя в последний путь со всеми участниками..Более того, тогда у Решетникова уже появились свои фавориты.У Решетникова научилась подбирать музыку к танцам, находить рисунки и заказывать сценические костюмы. В моей памяти навсегда останется этот светлый человек.
Но вернусь вновь к вечеру памяти Решетникова. В апреле исполнилось 20 лет со дня смерти руководителя "Виорики" и 85 лет со дня его рождения. Этим датам и был посвящен концерт, организованный бывшими участниками ансамбля..Различные танцы исполняли 6 творческих коллективов. Самое ценное- коллективы Нины Брынзан "Виктория"и Галины Токаревой "Авангард"сумели сохранить постановки Решетникова . Что не скажешь о преемнике самодеятельного коллектива - государственном ансамбле "Виорика"., но это другая тема. На памятном вечере мы вновь восхищались "Хайла хорой", " Жоком де глуме" русским, цыганским. Еще 30 лет назад их исполняли пожилые женщины и мужчины, сидящие в 7 ряду. Каждый глазами искал свое место в ряду, не ногами, а в мыслях был вместе с юными танцорами. Это щемящее чувство ностальгии, живет в каждом из нас и останется на всю жизнь. ТЧ
Отвлеклась, потому что "Искорка" - это тоже продолжение Решетникова. Он был необыкновенно творческим и добрым человеком. В жизни помогал многим и никогда этого не афишировал.Это была разносторонняя личность. Его дом был полон произведений искусства и оригинальных вещиц. В него приходили, как в музей. Мне повезло: на балке жила в доме напротив и когда получили квартиру в центре, в квартале от него. Приходила к Борису Николаевичу и когда уже не танцевала. Он мог выслушать и дать почитать книгу по искусству. Вместе с ансамблем выступала на БАМе и на ВДНХ в Москве., в Тернополе и др их городах Украины. Поездки всегда сплачивали коллектив. Так в Казахстане на несколько недель нашей гостиницей был вагон на колесах. Останавливались там, где заканчивался железнодорожный путь. За окном- пустыня, которая была тоже интересной. Решили пройтись. До горизонта пески и каменное строение " музыкальная шкатулка"-туалет. Зачем? Почему?.Мы чуть не заблудились , на нас покушалась змея. Защитил и вывел нас Вова Гросул. Моя творческая судьба в ансамбле не была безоблачной. Были приходы и уходы, связанные с распределением на работу в Гагаузию и независимым, своенравным характером. Так, например, при подготовке к зарубежной поездке, мои документы были отклонены.(характеристика давалась с последнего места работы, где ты должен был проработать не менее года, у меня было 9 месяцев). Я была расстроена, не то слово.. Состоялась сдача программы, которая подтверждала готовность коллектива. Меня просили выступить, но я не могла выйти на сцену, не потому, что не хотела. Мое морально-психологическое состояние мне мешало. О чем, конечно. и спустя годы, сожалею.. Большинство зарубежных поездок состоялось без моего участия. Так всегда по жизни: как выкладываться по полной программе- я в лидерах, как получать поощрения и награды- я на скамейке запасных.Но все это мелочи по сравнению с тем, что я ощутила с потерей советчика и друга Бориса Николаевича. Я в полной мере осиротела.Мне уже нес кем было поговорить об искусстве, поделиться переживаниями. А в памятном апреле была в затруднительном и материальном положении- не могла даже достойно проводить любимого учителя в последний путь со всеми участниками..Более того, тогда у Решетникова уже появились свои фавориты.У Решетникова научилась подбирать музыку к танцам, находить рисунки и заказывать сценические костюмы. В моей памяти навсегда останется этот светлый человек.
Но вернусь вновь к вечеру памяти Решетникова. В апреле исполнилось 20 лет со дня смерти руководителя "Виорики" и 85 лет со дня его рождения. Этим датам и был посвящен концерт, организованный бывшими участниками ансамбля..Различные танцы исполняли 6 творческих коллективов. Самое ценное- коллективы Нины Брынзан "Виктория"и Галины Токаревой "Авангард"сумели сохранить постановки Решетникова . Что не скажешь о преемнике самодеятельного коллектива - государственном ансамбле "Виорика"., но это другая тема. На памятном вечере мы вновь восхищались "Хайла хорой", " Жоком де глуме" русским, цыганским. Еще 30 лет назад их исполняли пожилые женщины и мужчины, сидящие в 7 ряду. Каждый глазами искал свое место в ряду, не ногами, а в мыслях был вместе с юными танцорами. Это щемящее чувство ностальгии, живет в каждом из нас и останется на всю жизнь. ТЧ
Комментариев нет:
Отправить комментарий