Я долго не могла начать писать о потрясшем меня балете Бориса Эйфмана
«Чайковский. PRO et CONTRA».Потому что хотела подольше сохранить эмоции, которые меня буквально обуревали.
Я не сразу обратила внимание на эту приписку к
названию балета «за» и «против».Действительно,
у этого балета много почитателей и
противников. Я в числе первых. Я раньше
не видела, чтобы хореографией можно было передать сложные человеческие чувства, разве лишь любовь и
ненависть. В этом балетмейстеры
преуспели. А вот передать более сложные
эмоции- это видела впервые.
Эйфман средствами хореографии рассказал о
последних днях жизни Великого
композитора. О том, что творилось в душе и голове гения. Он то возвышался над тем, что создал за
свою жизнь, то погружался в воспоминания
своих неудач в личной жизни. Его мучили и темные , и светлые
силы. Окружали герои, которых он
старался защитить.
Перед нами предстал измученный человек с неоднозначным внутренним миром. Не традиционно для русского балета:двое
танцующих мужчин. Это и запретная любовь, и свое второе «Я»,
двойник, с которым постоянно
нужно бороться.Один стремится к Богу, другой тянет к Дьяволу.
Перед Чайковским проносится вся его
жизнь. Его творения, как видения: балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», оперы «Евгений
Онегин», «Пиковая дама». Для меня ожидаемым было услышать
музыкальные темы из этих произведений. Но Эйфман непредсказуем. Звучала
музыка Чайковского, но совершенно иная.5 Симфония, Серенада для струнных, Литургия
№6, Итальянское каприччио, Симфония №6.
Увидела
много потрясающих
сцен.Место трагедии -тот же игорный стол,
за которым совсем недавно бушевали страсти. Стол принял вертикальное
положение.Величайшая трагедия и самая
высокая нота балетного спектакля.
Виртуозная техника и главное- невероятная
выразительность и артистизм танцоров.Картины прошлого и мир грез.
Реальные персонажи и сказочные.
Покровительница Чайковского Полина фон
Мекк и жена Антонина Милюкова. И преследующая
его фея Карабас. Это невероятные
фантасмагории.Черные думы, терзающие душу, - черные лебеди. Светлые образы- белый лебедь и Принц, которого Чайковский хочет защитить. А бег
от искушения. Это совершенно новые формы хореографии. Потрясающий танец с обезумевшей Антониной и ее свадебной фатой.
Балеты Бориса Эйфмана считают русским психологическим
театром. И с этим невозможно не согласиться. Равного Борису Эйфману в балете не знаю никого.
ТЧ, Торонто,
май 2019 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий